Работа на телевидении воспитала у меня и моих товарищей особое уважительное отношение к телевизионным зрителям.

Ведь приходится ежедневно обращаться с экрана к своим незримым друзьям, и они откликаются сотнями, тысячами писем. В них советы, пожелания, критика.

Не было случая, чтобы зрители не поздравили нас с успешной передачей, даже если она была «неглавная». Мы постоянно чувствовали, как миллионы глаз телезрителей, взыскательных и благодарных, следят за нашей работой и способны заметить малейший промах и небрежность. Вот поэтому, предлагая новую передачу — плод раздумий, переживаний и труда целого коллектива, всегда испытываешь волнение.

От имени авторов и режиссеров, от имени всех, кто создавал передачу, дикторы обращаются к зрителям «Дорогие друзья!» или «Дорогие товарищи!», «Дорогие советские воины», «Спортсмены», «Любители театра» и «Кинопутешествий...» и т. д.

Эти обращения — не дань вежливости, а выражение искренних чувств, желания быть полезными и понятыми теми, ради кого телевизионщики спускались в шахты, отправлялись в труднодоступные места, репетировали новые спектакли, разыскивали новые таланты.

Вот и теперь по старой привычке мне хочется начать брошюру словами:

'Дорогие товарищи — родители, дедушки и бабушки! Давайте поговорим с вами о нашей общей заботе — о ваших детях и нашем телевидении и в то же время о вашем телевидении и наших детях, ведь наши интересы полностью совпадают; и мы хотим и вы, чтобы наши советские дети выросли хорошими, счастливыми людьми, полноценными гражданами и строителями нового общества.

А начнем наш разговор с небольшого воспоминания. С чего начиналось телевидение... в вашей семье? Очевидно, с желания завести домашний кинотеатр, концертный зал, стадион. Раньше вы ограничивались патефоном и книгой, радио, ходили в клуб или кинотеатр, чтобы посмотреть новый фильм. Но ваши культурные потребности выросли. Вы хотите видеть и знать больше. Ну, а как быть, если вы живете не в Москве, а вам хочется, и даже необходимо, познакомиться со столичными спектаклями, выступлениями артистов эстрады? Вы хотите не просто знать результаты, а видеть «наяву», в действии советскую школу хоккея или фигурного катания. На наших глазах разворачивается космическая эпопея, люди штурмуют Луну, Марс, Венеру, и узнавать об этом только по фотографиям или документальным фильмам (а ведь кинофильм всегда «вчера», а «живое» телевидение — всегда «сейчас») — это уже, конечно, явно недостаточно.

Тем более что «все вокруг давно имеют телевизоры».

А кроме того, ваши дети время от времени просят вас: «давайте купим телевизор». А ваши родители-пенсионеры — разве они не хотят быть в курсе всех событий? Но здоровье ограничивает их возможности. И они тоже постепенно убеждают вас купить телевизор.

Купить телевизор — это значит в домашних условиях, экономя время, силы и деньги, получать информацию, развлечения, знания. Это расширение культурного кругозора и одновременно отдых всей семьей.

Разве не так? Именно эти аргументы приводят людей в магазин телевизоров. А иногда к ним добавляется еще один, — «чтобы сын поменьше болтался со своей дворовой компанией

— пусть лучше набирается ума у телевизора». Резон? Для многих, пожалуй. И вы покупаете телевизор. И вот вы вдвоем-втроем, прихватывая иногда и детей, отправляетесь в магазин. Не спеша, приглядываетесь к телеприемникам с заманчивыми и разнообразными названиями, но, по существу, очень похожими друг на друга. Часто не марка телевизора, и даже не стоимость его, а внешняя форма и цвет привлекают ваше внимание. Ну что же, и это важно и понятно. Наконец телевизор дома, установлена антенна, ожил экран.

От мала до велика — вся ваша семья — несколько часов кряду смотрит передачи. И так — несколько дней, недель... Началась новая жизнь. Вы предстаете в новом качестве — вы уже телезрители. Это означает, что теперь по легкому мановению вашей руки и легкого щелчка выключателя телевизора к вам в квартиру будут регулярно приходить люди и события, у вас появится много новых знакомых, появятся новые привязанности, симпатии и... антипатии. Вы будете знать «все, что творится в мире», или, точнее, почти все, что волнует людей во всем мире.

И ваше первое впечатление — будто к вам навсегда в дом пришел праздник и что множество вопросов, которые возникали в семье до покупки «волшебного ящика», наконец-то будут разрешены.

Вы надеетесь, что теперь чаще будете всей семьей находиться вместе, что это духовно объединит вас, укрепит внутрисемейные отношения и т. п.

Сознайтесь, действительно, подобное или нечто похожее пережили вы, купив телевизор?

А что получилось через год-два, когда вы уже стали телезрителем со стажем? Оправдались ли ваши надежды? Лучше всего об этом рассказывают потоки писем, которые идут на студии телевидения. В них благодарности, просьбы, советы, рецензии. Приходят и жалобы на возникшие разногласия в связи с появлением в доме телевизора. Чаще всего они возникают из-за проблемы «Телевидение и дети». Дело порой доходит до самых крайних выводов: «Продадим телевизор!» Но давайте не будем спешить и попробуем внимательно разобраться в существе проблемы.

Часть 2 >>

Категория: