ТВ может и должно способствовать укреплению внутрисемейных связей и авторитета родителей, но произойдет это не автоматически, а при определенных усилиях со стороны самих родителей. Каких усилий? Давайте остановимся, поразмыслим, попробуем ответить на следующие вопросы:

1. Помогает ли ТВ укреплению взаимопонимания и взаимоотношений между членами вашей семьи? Способствует ли ТВ утверждению, укреплению вашего родительского авторитета?

Если «да», то почему именно?
Если «нет» — тоже почему?

2. Какие сознательные и систематические шаги вы предпринимаете, чтобы ТВ не только расширял кругозор вашего ребенка, но и влиял на формирование его характера, привычек, взглядов'’

Нам кажется, что раздумья по поводу предложенных вопросов дадут вам правильные ориентиры.

А сейчас хотелось бы остановиться еще на одной характерной особенности ТВ, привлекающей детей к экрану. Это скорее особенность не ТВ, а отношений между ТВ и юным зрителем. Это добровольность. Добровольность в решении ребят смотреть телепередачи. Ребенок в семье или в школе постоянно является «объектом воспитания». Его без конца воспитывают словом, тоном, примером, требованием, наказанием или поощрением.

И даже тогда, когда давно миновал тот возраст, когда ребенок у всех и по всякому поводу спрашивал: «А почему?», и он уже давно старается постигать жизнь самостоятельно, родители часто по-прежнему продолжают поучать, опекать, навязывать свои представления, предъявлять бесконечные требования, слабо аргументированные. Ребенок постоянно испытывает прямое и открытое педагогическое воздействие со стороны взрослых в школе и дома.

А ТВ? Смотреть ТВ ребят никто не обязывает. Это добровольное дело. И приятное. И неподотчетное.

Юный зритель усаживается к экрану по своему собственному желанию. Он сам выбирает передачу. Ее усвоение никем не контролируется, оценки за это не ставятся и т. д.

У школьника создается полная иллюзия, что вот уж тут-то его никто не воспитывает, он сам смотрит то, что ему хочется и что ему интересно. На самом деле, как вы прекрасно понимаете, каждая передача д детей выполняет свою определенную педагогическую функцию. В отличие от киноаудитории телеаудиторию можно считать постоянной, а общение ТВ с юн ым зрителем — систематическим. И следовательно, воспитательный процесс—непрерывным и целостным.

Как мы уже говорили, телевидение привлекает к себе юных зрителей и стилем своего отношения к нему. Заметьте, дикторы и выступающие по телевидению не назидают, не поучают, они предлагают, советуют или даже сами спрашивают совета у зрителя, часто оставляют вопрос открытым («А как вы думаете, ребята?»), чтобы дети сами задумывались над ответом. К телезрителю обращаются в доверительном, уважительном тоне, диктор как бы апеллирует лично к каждому зрителю, тем более, что техника ТВ дает возможность выступающему смотреть прямо в глаза, усиливая чувство личной связи, соучастия и т.д.

Конечно, стиль взаимоотношений, основанный на подлинном авторитете взрослого, не привилегия только ТВ, он может быть использован и в семье, и в школе. Кстати, чаще всего он устанавливается в тех семьях и с теми учителями, которые не придерживаются в своей воспитательной практике так называемой «авторитарной педагогики», т.е. не пользуются грубо своим правом, властью, силой.

А чтобы наглядно продемонстрировать тезис о добровольности, как притягательной силе ТВ, попробуем представить себе ситуацию: родители и учителя по своему усмотрению без учета интересов и желаний школьников составляют расписание домашних просмотров телевизионных передач.

Мало того, осуществляют контроль в полном смысле этого слова за усвоением просмотренных передач, ставят оценки, журят за плохие, поощряют за хорошие, наказывают за пропуск просмотра передач, как за пропущенный урок...

И тогда, я в этом нисколько не сомневаюсь, дети немедленно потребуют весенних, зимних, летних и даже осенних каникул... от телепередач. Итак, дорогие родители, мы надеемся, что нам удалось выполнить первую задачу, а именно: показать, чем является ТВ для детей и взрослых, каковы его качества и возможности с точки зрения воспитания подрастающего поколения. Очевидно, читая нашу книжку, вы вспоминали ситуации, подобные упомянутым, из своей жизни и дополняли их личными впечатлениями. Благами телевидения человек должен пользоваться сознательно. При неправильном использовании ТВ, этого современного технического чуда, оно может принести и значительный вред.

Таким образом, при пользовании телевизором следует исходить из двух условий.

Условие первое. Это понимание той простой истины, что появившийся s семье телевизор не может быть нейтральным. Телевизор — это не предмет комфорта и не только свидетельство благосостояния. Как только зажегся огонек телеприемника, полился его голубоватый свет — ваши ум и чувства включаются в сложный процесс восприятия увиденного и услышанного. Вспоминайте всегда в этот момент о детях. Ни одна передача не пройдет мимо их пытливого взгляда, живого воображения. Я позволю привести здесь слова работника чешского телевидения Зд. Михальца, который считает, что, когда взрослые, желая «успокоить» своих детей, сажают их к экрану телевизора, не задумываясь, а стоит ли им смотреть данную передачу, то это все равно, что выпроводить ребенка во двор, на улицу, не зная в какой компании, хорошей или плохой, он там окажется.

Условие второе. Суть его очень проста. Если вы не на словах, а на деле серьезно относитесь к воспитанию ребенка, не на словах, на деле, любите его, будьте всегда готовы ограничить свои собственные желания и в просмотрах телепередач.

В некоторых семьях с первых дней покупки телевизора установилась традиция усаживаться после работы к экрану ТВ и смотреть все подряд до конца передач. По вечерам тогда нет места полезным домашним делам или любимым занятиям, будь то игра в шахматы, вязание, чтение или рисование.

Приходится, к сожалению, наблюдать, как в некоторых семьях это перерастает в привычку проведения свободного времени и становится почти единственным его способом. Кто-то очень метко сказал, что в наше время ТВ — это массовое хобби.

Иные родители недопонимают, что учеба для ребенка — это серьезный труд. Он требует тишины, сосредоточенности, нервного напряжения. Всякие посторонние помехи не только затрудняют ребенку его работу, но и значительно утомляют его.

Поэтому, наше второе условие — сознательно ограничивать свои желания, в том числе просмотры телепередач, в интересах ребенка, если они:

а) могут отвлекать его внимание от выполнения домашних заданий,
б) отвлекать от полезных игр или других занятий, увлечений (например, от чтения),
в) если ребенок под влиянием взрослых передач раньше, чем это диктуется его возрастом, начнет вникать в проблемы взрослой жизни.

Студии телевидения, как правило, при составлении программы на день, сугубо взрослые передачи стараются ставить в позднее время, т. е. после 21 часа 30 минут.

<< Часть 9

Категория: