Во-первых, как относятся к телевидению сами дети?

Не появился ли у них, кроме вас и их сверстников, некто третий, кто занимает в их сердцах весьма заметное место? Да, появился. И этот «третий», разумеется, телевизор. Будем терпеливы и послушаем, какие доверительные отношения завязываются между вашими детьми и телевидением.

«Дорогая тетя Нина! Мне уже шесть с половиной лет, я учусь в 1-м классе, хорошо читаю.

Мне очень хочется, чтоб Вы или тетя Валя поздоровались со мной из телевизора. Зовут меня Костя Тютюнников, пожалуйста».

Задумайтесь, товарищи родители, почему так жизненно важно для Кости, чтобы диктор телевидения поздоровался с ним? Почему? Мальчик отыскивает бумагу и конверт, пишет «дорогой тете Нине» и просит... Что же он просит, чего ему не хватает? Игрушек? Книг? Очевидно, ему не хватает личного общения с доброй и спокойной тетей Ниной.

Однажды, когда ребята узнали в одной из детских передач, что у известного циркового актера — Карандаша — скоро будет день рождения, студию телевидения завалили телеграммами, поздравительными открытками и маленькими самодельными сувенирами.

Девятилетняя Марина Сомова писала: «Дорогой Карандаш, поздравляю с днем рождения. Вся наша семья, папа, мама, моя сестра Света и я, очень любим Вас. Желаем Вам счастья, радости, не стареть и прожить еще сто лет. Горячо любящая Вас ученица 3-го класса средней школы № 28».

Видимо, семья Марины, дружная, чуткая, телепередачи, в том числе и детские, смотрит коллективно, их обсуждают и вместе переживают.

У Марины нет острой потребности в общении, как у Кости Тютюнникова, но у нее уже воспитана чуткость, отзывчивость к людям, благодарность за ту радость, которую они приносят другим. Но продолжим наш разговор о причинах, побуждающих детей писать далекому и близкому телевидению.

“Дорогая редакция! Я заметил, что в некоторых городах и деревнях не хватает асфальта. Я изобрел искусственный асфальт. Надо взять землю, черные чернила и канцелярский клей, а затем смешать и придать нужную форму, высушить.

Я сейчас уже делаю цветной асфальт.

А кому нужны искусственные чернила, надо взять воду, немного сажи и подлить черных чернил и все смешать, получаются очень хорошие чернила. Ваня».

Мамы, папы, дедушки и бабушки!

Сколько раз вы бранили своего маленького человечка за грязь, мусор, кляксы! А им двигала гражданская забота, чтобы и в деревнях были асфальтированные улицы. Сколько раз вы его не понимали! Вы думали только о том, чтобы он чернилами не испачкал скатерть, паркетный пол, стены. А ведь он не безделицей занимался. Он изобретал! И надо было бы ему помочь в его очень серьезном деле.

Ну, а как же скатерть, стены? Если с уважением поговорить с ним, он, изобретатель, поймет вас. Да, поговорить, объяснить, а не ругать и не наказывать. Ни в коем случае не наказывать за изобретательство, не отбивать охоту к поиску, познанию, исследованию, опыту.

Часто детям кажется, что их на телевидении поймут скорее, чем дома, или даже в школе. Ведь там диктор никогда не повышает голоса, не хмурится, не отмахивается, ссылаясь на занятость, а «если, что не так», то и тогда говорит доброжелательно: «Дорогие ребята! Это делать не нужно», и спокойно объяснит почему. Видимо, поэтому, каких только сокровенных вопросов не встретишь в письмах на ТВ:

«Дорогая редакция! Недавно мне поставили 2 по алгебре. Как мне выбраться из этого?»

«А если по-настоящему, не в песне, то с чего же начинается Родина?».

«Мы не знаем и никто нам не может ответить: почему маль чики и девочки в нашей школе всегда ссорятся, а в других всегда дружат?»

Нину из Орехово-Зуева волнует совсем другое: «Если бы я была взрослой, я поехала бы помогать кубинскому народу строить новую жизнь или защищать Демократическую Республику Вьетнам.

Передайте привет, дорогое телевидение, Фиделю Кастро и вьетнамскому народу. Мы с ними. Мир и дружба».

Вы не узнали, не почувствовали в этих письмах своих детей — любопытных, любознательных и беспокойных юных граждан?

Они хотят красиво танцевать, дружить, работать на башенных кранах, помогать Кубе и Вьетнаму.
Абсолютное большинство писем не вызвано какими-либо конкретными телевизионными передачами. Наоборот, они — трепетный отклик на события, происходящие рядом и в далеком мире. Это освоение действительности, умственное и нравственное созревание, нелегкий путь становления личности.
Они — наши дети — совсем не одиноки. Рядом с ними — всегда родители и близкие, сверстники и учителя. Однако богатая и сложная жизнь с множеством загадок толкает ребят на поиски новых авторитетов в решении жизненно важных для них вопросов. И в подобной роли для одних выступает телестудия, для других — редакции радио и газет.

Отражают ли письма отношение к телевидению тех ребят, которые не пишут и которых, как вы понимаете, неизмеримо больше? Да, отражают, это подтверждают социологические опросы. Обычно пишут или наиболее активные ребята, или те, кто надеется, что телевидение наилучшим образом ответит их «назревшим потребностям». Бывают письма, продиктованные, что называется, «криком души». Это те ребята, у кого нет * близких друзей, кто по-настоящему одинок в семье или классе.

<< Часть 1 || Часть 3 >>

Категория: