Для подавляющего большинства детей телевидение стало и другом, и воспитателем, которого они выбрали добровольно. Когда одну девочку первоклассницу спросили, из кого состоит ее семья, она ответила, не без юмора, конечно: «В нашей семье мама, папа, бабушка и телевизор».

Телевизор, особенно для малышей, — это что-то одушевленное, близкое, домашнее, умное.
Для ребят среднего возраста — нечто вроде друга, товарища в пути, он поможет, даст дельный совет и с ним нескучно.

Для старших — советчик и источник знаний, путеводитель.

Мы с вами рассмотрели только одну сторону проблемы «Телевидение и дети» — это позицию детей. Она говорит о высокой степени доверия ребят к телевидению, о том, что у телевидения и юных зрителей установились добрые отношения, незримые, но прочные контакты.

Как важно это понять! Как важно правильно оценить новые источники, влияющие на воспитание детей!

Телевидение расширяет круг знаний, представлений о мире, телевидение — средство эстетического воспитания, телевидение помогает в учебе, оно — средство развлечения и отдыха, организатор полезных общественных дел, телевидение побуждает детей к коллективной и индивидуальной творческой деятельности, воспитывает нравственно и идейно.

Тут все как будто бесспорно, все ясно — телевидению принадлежит огромная воспитывающая роль. Оно по своим целям и задачам — союзник семьи, школы и общественности.

Однако мы нередко слышим вздохи родителей, бабушек и дедушек: «Да, телевизор — большое дело, но...» и дальше речь заходит о негативных сторонах ТВ. Журналисты и врачи, педагоги и социологи тоже нет-нет да и обрушиваются на ТВ. Вспомним, как писал Вл. Саппак: «Иллюзорны знания, не добытые трудом, пытливым поиском мысли, а воспринятые на слух, наговоренные торопливыми лекторами с показом картинок...» «Жизнь скользит. Несется на тебя — и проносится мимо». «Жизнь мелькает, она не включила тебя в свой стремительный круговорот». «Мир — через стекло».

Итак, с одной стороны, ТВ благо, с другой — таит опасность возникновения нежелательных качеств в личности ребенка. Но в этом противоречии нет ничего удивительного. Сами по себе изобретения и открытия—электричество, атомная энергия, законы генетики — могут служить на благо человечества или наносить вред. Судьба открытий зависит от того, в каких целях и в чьих интересах они используются.

Также обстоит дело и с изобретением телевидения.

Вот одно из подтверждений тому.

Рост преступности, особенно среди молодежи, становится в наши дни бичом многих капиталистических стран. И целый ряд исследователей связывает это в какой-то мере с содержанием телевизионных передач. С этим нельзя не согласиться, если вспомнить тот шквал фильмов ужаса, насилий, убийств, который ежедневно обрушивается с голубого экрана на телезрителей США или Западной Европы.

Возможно ли подобное в социалистическом обществе? Конечно же, нет. Но и в наших условиях телевидение, призванное стать большим другом человека, при неумелом пользовании им может принести вред.

Давайте рассмотрим подробнее, какие функции присущи советскому телевидению и как к ТВ относятся взрослые.

Вот данные ленинградских социологов. На вопрос: «Чем лично для Вас является телевидение?» наибольшее количество ответов (1265) гласило — средство развлечения, отдыха, разрядки: 1156 человек — источник информации о событиях в стране и за рубежом. Для 899 зрителей телевидение — средство расширения знаний и для 630 — средство приобщения к искусству.

В глазах взрослого телезрителя, таким образом, ТВ выступает в трех основных функциях: как средство отдыха, познания и информации. Эти функции помогают удовлетворить взрослым многие духовные потребности. Но поскольку сутки не увеличились, то время, используемое на просмотр телепрограмм, «вычитается» из времени, употребляемого на другие занятия.

В этом отношении интересно привести данные из книги Б. Фирсова «Телевидение глазами социолога». На вопрос, что вы предпринимаете, чтобы посмотреть интересную передачу, на первом месте по количеству ответов оказались — «ложимся спать позже обычного». Если приходят гости, то вместо разговора с ними их привлекают к просмотру телепрограмм; передачи заставляют зрителей откладывать домашние дела, прекращать чтение книг, не ходить в день интересной передачи в магазины, прачечную, мастерские.

Проходит время, к телевизору привыкают, но интерес к нему не ослабевает. Для большинства нет вечера без телевизора. Желание получить развлечение в домашних условиях со временем перерастает в потребность быть постоянно в курсе событий— политических, культурных, научных, спортивных.

ТВ еще больше связывает рабочего, колхозника, студента, инженера, служащего, школьника с духовной жизнью всей страны.

Стало нормой, когда знакомые люди, встречаясь друг с другом на улице, в трамвае или в поезде, на работе или в гостях, начинают разговор не с «погоды», а с вопроса: «Вы вчера смотрели телепередачу?» И вслед за названием передачи начинается обсуждение поднятых в ней проблем.

Причем, если владельцы телевизора со стажем, то разбираются не только близкие каждому общественные проблемы, но и художественные особенности спектаклей, концертов, фильмов да и любой телепередачи на вполне профессиональном уровне. Не раз автору этих строк приходилось слышать меткие замечания о работе режиссеров, актеров, кино и телеоператоров, художников и музыкальных оформителей со стороны людей, стоящих далеко от искусства (как по профессии, так и по образованию). В адрес студии нередко приходят отзывы о передачах, вполне удовлетворяющие требованиям, предъявляемым к профессиональным рецензиям и критическим разборам. И это не удивительно: телевидение ведет огромную эстетическую работу с населением. И. Андроников и С. Виноградова, А. Каплер и Б. Бабочкин, известные критики, журналисты, писатели, художники — частые гости наших телезрителей; люди, создающие искусство, знакомят нас со своей творческой лабораторией, со своими замыслами и профессиональными «секретами». Телевидение как бы создает для каждого человека постоянную сферу общения с интересными людьми на интересные темы, а продолжение этого общения происходит в кругу семьи, с соседями, с коллегами по работе.

И, конечно, человек, в семье которого нет телевизора по «принципиальным» соображениям, порой нам кажется чудаком.

<< Часть 2 || Часть 4 >>

Категория: