И начнем со здоровья. Сосредоточенный и длительный просмотр телепередач вредно влияет на нервную систему, на зрение ваших детей.

Взрослые порой просто забывают, что возможности детского организма ограничены, что он не приспособлен выдерживать те же эмоциональные и умственные нагрузки, что и взрослые; даже познавательный процесс у детей проходит интенсивнее, чем у взрослых.

Вы часто говорите своим детям: «Не поднимай эту тяжесть, ты еще маленький, надорвешься». А разве долгое сидение у экрана телевизора не грозит им тем же самым? Правда, вы не сразу замечаете, как ребенок утомляется, как перенапрягается его нервная система, он становится раздражительным или вялым, плохо спит, не может сосредоточиться на уроках, быстро устает и т. д.

Врачи-глазники и невропатологи категорически выступают за ограничение времени просмотра детьми телепередач. Вот что считает врач-невропатолог Г. Долгопятов, отвечая на вопрос: «Ребенок у телевизора — опасно ли это?»:

«В начале 50-х годов, в пору широкого внедрения телевидения в наш быт, в медицинской литературе довольно часто стало встречаться понятие «телевизионная эпилепсия». Причиной этой эпилепсии является сильная эмоциональная нагрузка, повышенная чувствительность нервной системы к мелькающему свету... И чем младше ребенок, тем скорее даже слабые раздражители (поток телесигналов, вызывающих реакцию) могут... привести к развитию неврозов».

В зарубежной печати не раз отмечалось, что в тех случаях, когда детям разрешается без ограничения смотреть передачи, то у них наблюдается искривление челюсти и неправильный рост зубов. Специалисты связывают ato с положением рук детей, смотрящих телепередачу: чаще всего они руками подпирают подбородок.

Не будем отрицать и даже брать под сомнения наблюдения западных педиатров за юными телеманами. Не будем преувеличивать возможных последствий для нормального физического и умственного развития детей, в том числе и для зрения, но нельзя их и игнорировать: надо обеспечить ограничение, разумную регламентацию просмотра передач детьми, стремиться к соблюдению телегигиены.

Но здесь существует и другая крайность, о которой мы уже упоминали. Еще встречаются среди родителей ярые противники ТВ. Они считают его источником всех воспитательных бед, поскольку «телевидение отвлекает от приготовления уроков, нарушает режим дня, развивает созерцательность, уменьшает интерес к чтению, сокращает время прогулок и выполнения домашних хозяйственных дел». Бытует и такая точка зрения: «Телевизор вносит много дополнительных трудностей в воспитание ребенка, поэтому целесообразно его купить после окончания сыном школы...»

Как правило, так думают родители, заранее предчувствующие, что им не справиться с конкуренцией нового телевоспитателя, который полностью завладеет вниманием и временем их ребенка, сделает его послушным, ручным, безвольным телесуществом и — как они считают — обеднит духовный мир их ребенка.

«ТВ — это не первая необходимость, — так иногда утверждают сторонники этой точки зрения, — Пушкин и Горький, многие крупные ученые и политические деятели прекрасно обходились без телеящика, значит, подлинная культура не в нем».

Встречается еще один тип родителей, которые используют интерес детей к телевидению в качестве «кнута и пряника». За плохое поведение или учебу наказывают лишением права смотреть телевизор и, наоборот, за хорошее выполнение домашних работ, послушание, получение высоких оценок награждают правом смотреть телевизор.

Лишение просмотров телепрограмм за плохое поведение, двойки многим кажется вполне педагогичным. Ведь лишают же ребенка посещений кино, если он, допустим, начинает хуже учиться. Логика при этом проста: «ты тратишь время на кино, а учеба страдает. Поэтому будь добр, употреби это время на подготовку уроков». (Однако кино — это эпизод, а ТВ — повседневность).

Ради успешного учения ребенка его нередко освобождают даже от домашних, бытовых забот, создавая особые (я бы сказал неестественные) условия. Очевидно, таким путем запрещения или разрешения можно добиться какого-то временного успеха «на одном фронте». Однако правилен ли этот путь? Думаю, что им можно воспользоваться только в виде исключения.

«Табу» на просмотр передач может быть применен как единичный, конкретный акт, а не как метод воспитания. Значительно важнее выработать у ребенка определенное, разумное избирательно-оценочное отношение ко всему, с чем сталкивается он в жизни. Телевидение — всего лишь частный
случай.

Некоторые сторонники ограничения, запретов, боясь вызвать обиду у детей, предлагают незаметно выключать телевизор или вынимать предохранитель, а детям объяснять, что телевизор «устал», «спит» и т. д.

Спрашивается, а как долго можно, таким образом, обманывать детей? Они же в 6—7 лет прекрасно управляются с телевизором, а в 12—13 разбираются в принципах работы радио и телевизора. Юные техники под руководством старших сами собирают телеприемники. Так что спасительная ложь не спасет.

И вообще надо стараться достигать воспитательного эффекта методами, которые со временем не опровергаются детьми и не разоблачают взрослых.

<< Часть 5 || Часть 7 >>

Категория: