Приведу довольно-таки яркий пример, иллюстрирующий, как далеко может завести родителей использование телевизора в качестве средства поощрения или наказания.

Рассказала о нем одна мама, живущая в небольшом городке Одесской области. «В нашем городе не развеселишься: кинотеатр, клуб, небольшой парк... Ну, ясное дело, для сына единственное спасение — телевизор. Он готов смотреть передачи и днем, и ночью. Даже уроки не хочет делать, если идет передача».

Кстати, картина — многим знакомая: и тем, кто живет в небольшом городке или на окраине большого города — «микрорайона» и тем более в деревне... Кроме того, разве в Москве, Ленинграде, Горьком и т. д. нет ребят, готовых уроки променять на развлечение, на телепередачи? И виноваты ли в этом небольшой город и телевизор?

«Так вот, — продолжала мама, — мы решили интерес сына к телевизору использовать как стимул к учебе. Мы с отцом постановили: телепередачу разрешать смотреть только в те дни, когда его будут спрашивать в школе или когда он сам будет активен на уроке. Во-вторых, за каждую тройку он получает право смотреть детскую получасовую передачу, за четверку — любую часовую, а за пятерку он становится владельцем полуторачасового фильма или передачи».

— И помогает? — спросили мы.

— А как же? Он активней поднимает руку, просит учителей, чтобы его спросили.

— А если он получит две тройки, то получает право на две получасовки?

— Нет, на одну. Если он в один день получит и пятерку и тройку, то мы оцениваем его право смотреть передачу только по одной низшей оценке, т. е. по тройке.

— Ну, а как же он в результате учится?

— Вобщем средне, все бывает, но больше четверок, есть тройки».

Вы можете спросить, неужели эти родители всерьез считают, что их сын потому и учится, что дома есть телевизор? Думаю, они верят в то, что нашли действенное средство как улучшить его учебу. Но не подумали о главном: о воспитании сознательного отношения к учению, о воспитании интереса к нему. Ведь только в этом случае может быть воспитано и правильное отношение к телевидению, и оно войдет в жизнь ребенка значительным событием, а не как приманка, награда или только развлечение.

Кстати, с подобным отношением к телевидению как лишь средству развлечения приходится встречаться нередко. Многие так и считают, захотел отдохнуть — включай телевизор.

Об этом говорит и специальное исследование, проведенное недавно в школах Москвы и Ленинграда. На вопрос, какое место в твоей жизни занимает телевидение, школьники разного возраста (и ученики начальной школы и выпускники) в подавляющем большинстве (85—90%) ответили, что оно помогает им отдохнуть и развлечься.

Не поймите, что мы в какой-то мере хотим умалить роль телевидения в удовлетворении потребности развлечься, отдохнуть. Более того, мы глубоко убеждены, что на телевидении еще мало создается веселых развлекательных передач, особенно для детей. Да, да, откровенно развлекательных, смешных до колик, где песни, шутки, приключения, комические ситуации увлекательны, неожиданны, остры, свежи.

Ведь не случайно, среди постоянных зрителей «Кабачка 13 стульев» (по существу единственной развлекательной передачи, которая из месяца в месяц появляется на экране телевидения) так много ребят самых разных возрастов. Это убедительно подтвердили опросы, проведенные в Вологодской области, в деревнях, городах и поселках Коми АССР, ленинградских и московских школах, Грузии и др.
Но было бы абсолютно неправильно смотреть на телевизор только как на средство развлечения. Потому что телевизор может дать несравненно больше: стать источником знаний, политической информации, помощником в учебе, в воспитании детей и т. д. Но к этому мы еще вернемся.

Давайте продолжим разговор об использовании телевизора как своего рода награды, приманки и т. п.

Не кажется ли вам. что в подобном педагогическом приеме торжествуют формализм и равнодушие к сущности и содержанию воспитания ребенка?

И не воспитывают ли родители, таким образом, у этого мальчика вместо интереса к знаниям всего лишь стремление во что бы то ни стало получить высший балл?

Видится мне, что родители здесь любой ценой стремились добиться немедленных успехов, не думая о подлинных целях воспитания.

Не могу не остановиться еще на одной категории родителей, объявляющих себя сторонниками теории «свободного воспитания». Чаще всего — это лишь способ оправдать свою педагогическую бездеятельность. Употребленный термин очень мало имеет общего с известными в истории педагогики концепциями Ж.-Ж. Руссо, Л. Толстого и других. В данном случае под свободным воспитанием попросту подразумевается предоставление ребенку полной свободы и, в частности, в просмотре телепередач. Такие родители не утруждают себя целенаправленными и скоординированными действиями и сводят свои родительские обязанности лишь к заботе о здоровье ребенка, об удовлетворении его материальных потребностей.

В одном из писем в редакцию читатель пишет: «Пусть дети смотрят, что хотят и сколько хотят. Вы спросите, как мы воспитывали наших двоих детей? Да никак не воспитывали: они сами воспитывались и оба выросли хорошими людьми».

Что можно возразить автору этих строк? Во-первых, что значит «наших детей никто не воспитывал, они воспитывались сами»? Они ведь росли не в изоляции. И если даже не посещали детский сад, то учились в школе, где воспитанием занимаются учителя, пионерская и комсомольская организации. А можно ли отрицать воспитательное воздействие участия в работе школьных кружков, в различных школьных начинаниях: субботниках, вечерах и т. д.?
Во-вторых, разве дети были изолированы от детской литературы, кино и, наконец, радио и телевидения? Вряд ли в наших условиях можно сказать о детях, что их никто не воспитывал.

Можно только сожалеть, что в этом большом воспитательном оркестре очень важная партия семейного воспитания звучала, как можно понять из письма, очень тихо.

В семье инженера К., наоборот, с первых дней после покупки телевизора было решено создать традиции: ежедневно, управившись с домашними делами, всей семьей садиться в 8 часов вечера за стол ужинать и одновременно смотреть ТВ, сначала программу «Время», а затем кинофильм, спектакль или музыкальную программу. В семье К. двое детей — учащиеся 7-го и 9-го классов. Вместе с родителями они часто сидят у экрана до окончания вечерних передач.
Расчет родителей прост: они хотят, чтобы по вечерам создавалась хорошая семейная атмосфера. Детям, однако, разрешается включать телевизор и днем.

В конечном итоге получается, что ребята в этой семье почти каждый день просиживают у телевизора от двух с половиной до пяти часов. И что же? Как будто довольны и взрослые, и дети. Телевидение вполне оправдывает ожидания: оно развлекает, информирует, является источником знаний и т. д. Семья стала дружней, взаимопонимание между младшим и старшим поколением явно выросло, но... В семье инженера К. стали меньше читать, реже ходить в гости, в кино, ездить за город кататься на лыжах и т. д. Дети предпочитают теперь «болеть» у телевизора, и сами стали реже «гонять» мяч во дворе со своими товарищами.

<< Часть 6 || Часть 8 >>

Категория: