Исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом, говорят о том, что дети из «телевизионных» семей по сравнению с детьми из семей, где телевизора нет, меньше играют, рисуют, лепят, мастерят.
Но можно ли ставить этот факт в прямую зависимость только от наличия или отсутствия телевизора? Связано ли это «меньше» или «больше» только с той пассивностью, которая, как часто любят говорить, развивается у постоянных телезрителей?

Во-первых, дети по своей натуре и без телевидения делятся на пассивных и активных. Если придерживаться этого наиболее простого и понятного деления, то пассивные дети при отсутствии руководства со стороны взрослых, под влиянием телевидения становятся еще более пассивными («телевизионные дети»).

На активных детей, как показывают наблюдения, телевидение действует благотворно. У них появляется желание попробовать свои силы в той или иной области деятельности. Как правило, активный темперамент не делает их рабами экрана или пассивными созерцателями жизни через стекло.

Итак, пассивные становятся еще более пассивными... Можно ли бороться с этим явлением? Да, мы решительно хотим подчеркнуть, что этот вывод верен лишь постольку, поскольку не учитывается одно важное обстоятельство, а именно, что дети смотрят передачи не в одиночку. Как правило, ребенок не находится с телевизором «с глазу на глаз». Многие передачи юные зрители смотрят в кругу семьи, вместе с родителями, более того, на их воспитание огромное влияние оказывают взрослые. Поэтому весьма важно — какое это влияние, как сами взрослые относятся к передаче, стремятся ли они превратить ТВ в своего союзника в воспитании ребенка. А в первую очередь это значит пытаются ли они пассивность преодолевать, активность развивать? Вы спросите, как это сделать? Каких надо придерживаться правил? Как на практике превратить ТВ в полноправного воспитателя ребенка?

Это, безусловно, сложный процесс, во многом индивидуальный, своеобразный для каждого случая. Поэтому родителям в первую очередь надо самим серьезно поразмыслить над этими вопросами. Мы же со своей стороны остановимся на некоторых общих правилах и принципах, которые в значительной мере подсказаны наблюдениями, практикой.

Прежде всего, отметим, что телевизор не вносит чего-либо нового в педагогику, но, несомненно, обогащает приемы воспитания. Телевизор заостряет ряд проблем и прежде всего требует более осознанного, активного и ответственного отношения к воспитанию детей.

Появление в семье телевизора создает ситуацию, когда воспитанные ранее привычки и навыки подвергаются испытанию.

Например, обычно ребенок, придя из школы, обедает, немного гуляет и садится за домашние задания. Он привык это делать ежедневно. Но вот теперь, вернувшись из школы, ваши сын или дочь встречаются с немалым соблазном: спортивная телепередача и... прогулка откладывается.

После спортивной передачи объявляется кинофильм или другая интересная передача, и... откладываются уроки. Ведь их можно сделать и позже, а вот фильм (или передачу), возможно, в другой раз и не увидишь.

Вот вам и первое испытание, когда подвергается проверке, насколько прочно укоренилась у вашего ребенка привычка выбирать главное, соблюдать ранее заведенный распорядок.

Другой пример. С появлением в семье телевизора некоторые родители считают, что тегтерь они могут позволить себе иногда «отдохнуть» от резвого ребенка и получить «минуту покоя», усадив его перед экраном телевизора. Таким образом, сокращается время общения ребенка со взрослым, которое так необходимо ему для полноценного развития.

Телевизор нисколько не освобождает родителей от общения с детьми, наоборот, он создает дополнительную возможность поговорить на тему увиденного на экране.

Мы с вами уже достаточно уделили внимания отношению детей и взрослых к телевидению. Теперь попытаемся понять, в чем .же заключаются для них магнетические свойства ТВ? Почему дети чуть ли не с трех лет становятся добровольными пленниками голубого экрана? В чем тут секрет?

Вряд ли правильно будет ссылаться на «безволие» или «неразумность» детей, или на «сверхъестественные» свойства ТВ. Суть в психологии детского возраста, в особенностях развития духовного мира детей, в психологии их восприятия.

Такие качества ребенка, как любознательность, стремление к познанию окружающей действительности, являются естественными и необходимыми для нормального существования человека.

Отсюда и тяга детей к экрану телевизора, который, воздействуя на органы зрения и слуха, предоставляет ребенку широкую информацию о внешнем мире, помогая ему ориентироваться в явлениях природы, событиях общественной жизни. Народной мудростью прекрасно выражена одна из особенностей человеческого восприятия: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В своей «Книге о живописи», размышляя над этим свойством человеческой психики, Леонардо да Винчи писал: «Глаз, называемый окном души, — это главный путь, которым общее чувство может в наибольшем богатстве и великолепии рассматривать бесконечные творения природы, а ухо является вторым».

Телевидение же воздействует как на первое «окно души», так и на второе, хотя в основе — все же изображение. Более того: на экране перед нами происходит постоянная смена изображения, имитация движения (как говорят специалисты, телевидение владеет и кинетическим образом). Это особенно притягательно для детей. Как и театр, кинематограф, ТВ — явление синтетическое, т. е. оно владеет выразительными средствами других видов искусства: оно соединяет в себе возможности театра, кино, радио, документальной хроники, литературы и др. Оно объединяет самые разнообразные жанры. В самом деле, ТВ, как говорят, «всеядно». Оно способно передать короткую, но впечатляющую информацию о событии, репортаж из космоса или о спортсоревновании, показать документальный фильм о Галапагосских островах и передать интервью с ученым, сидящим в студии; опера и драма, балет и цирк соседствуют на экране с научной викториной, учебная передача — с кукольным представлением, художественный фильм — с лекцией и т. п.

Впрочем, перечислить все, что может телевидение, было бы, я думаю, невыполнимой задачей. Причем сила воздействия не только в наглядности зрительного образа, лежащего в основе синтетического языка телевидения, но и в использовании возможностей музыки, слова и др. Не случайно, что любая передача — научная ли, информационная, спортивная — плод совместной работы сценариста, редактора, режиссера, художника, звукорежиссера, звукооформителя, оператора и др. Даже если речь идет о репортаже с места событий, зритель не просто «видит» событие, он видит его как бы глазами режиссера и оператора. Они то укрупняют его, то выделяют детали, придают определенный ритм передаче (напряженный, радостный, тревожный и т. д.), дают возможность телезрителю сопоставить свое впечатление с реакцией зрителей, сидящих в зале. Все это усиливает восприятие происходящего. Если необходимо, дают замедленную съемку, вводят мультипликацию (например, при показе невидимых глазом скрытых процессов, происходящих в клетке, или при химических реакциях), используют повтор кадра в футболе, хоккее и др.

Но ведь все это можно увидеть и в кино и вообще, наверное, у вас давно назрел вопрос: а в чем собственно отличие телевидения от других средств массовой коммуникации? Ведь, конечно, не только в том. что телезрителю почти не требуется ни каких усилий — щелкнул выключатель и акт познания начался.

Вот здесь, очевидно, самое место коснуться вопроса — ТВ в кругу собратьев.
Телевидение называют младшим братом кино. На самом деле — не только кино. У ТВ имеются «родственные» связи и с другими видами массового общения —периодической печатью, радио, театром.
Рассмотрим подробнее, что между ними общего и в чем их отличие? Газета и журнал, радио и ТВ рассчитаны на общение с миллионами людей, но происходит оно в условиях семьи, маленькой камерной аудитории. Отсюда — своеобразие художественных средств выражения.

У радио и ТВ — одна аудитория, одинаковые условия восприятия. содержание радиовещательной и телевизионной программы во многом сходны. Такие функции радио, как передача информации, распространение знаний, эстетическое воспитание и т. п., совпадают с функциями ТВ. Поэтому радио и ТВ используют жанры, которые ни в кино, ни в театре не встретишь (беседа, концерт-загадка, «клубные» передачи, международные обозрения, «панорамы» и т. д.).

Однако ТВ не может и не должно заменить радио в воспитании детей.

Отсутствие у радио такого качества, как «зрелищность», создает, как это не парадоксально звучит, определенные преимущества. Например, оперируя только звуком, радио способно сильнее влиять на воображение, развитие фантазии, абстрактного мышления.
Радиопередачи не требуют абсолютного сосредоточения, как требует того телевизор. Во время радиопередач человек может одновременно выполнять какую- либо работу, что и делают многие.
Хорошая симфоническая музыка, например, воспринимается по радио гораздо глубже, так как зрительные образы — оркестр, участники хора, музыкальные инструменты и т. д. —не отвлекают радиослушателя от сосредоточенного и полноценного восприятия музыкального произведения.

Телевидение требует значительной мобилизации психофизических сил, а поэтому больше утомляет человека, вызывая сильное напряжение нервной системы.

Однако телевидение обладает своими преимуществами — с помощью звукозрительных динамичных образов оно более доступно и понятно людям, оно дает возможность не только услышать, но и увидеть балет и скульптуру, далекие страны и «подлинных» людей.

Зрительная информация, отражая конкретные образы окружающей жизни, быстрее и основательнее воздействует на сознание человека.

Зная преимущества и слабые стороны радио и ТВ, родители должны осознанно выбирать передачи с учетом конкретных воспитательных задач.

У ТВ есть еще один близкий родственник — театр.
У них одна общая особенность, которая очень привлекает зрителей, активизирует их восприятие. Телезрители и зрители в театре видят происходящее событие в то самое время, когда оно происходит (мы, естественно, исключаем случай записи событий на кино- или магнитную пленку).

Но в отличие от телезрителя, который вынужден довольствоваться лишь оптическим эффектом, бледной тенью, зритель в театре видит перед собой живых исполнителей, во плоти и крови, физически ощущает их близость, их «дыхание». Если представить только на секунду сцену из балета, которой мы наслаждаемся в театре во всем ее физическом блеске и великолепии, во всем ее человеческом масштабе в союзе с мощью оркестра, пением скрипок и звуков литавр, и ту бедную копию балета, которую мы видим на экране ТВ, то сразу становится ясным, что ТВ не соперник театру, у каждого свое преимущество, у каждого свое лицо. И никакой цветной экран никогда не заменит ни театрального зрелища, ни театрального праздничного настроения.

Или еще одно: зритель в театре всегда ощущает дыхание зала, заражается общим настроением, он вместе со всеми воздействует на игру актеров, подбадривает их, настраивает их, общается с ними, становится участником спектакля.

Телезритель лишен возможности воздействия на актера.
Если театральный зритель активен и выбирает из происходящего на сцене то, что его больше всего интересует в данный момент, то телезритель в этом смысле пассивен, он видит только то, что ему решил показать режиссер — деталь или общий план, актера или... публику в зрительном зале.

Однако телезритель имеет свои преимущества — крупный план актера (или выступающего) дает возможность ему с большей психологической глубиной проникнуть в образ героя, увидеть его переживания, глаза, мимику.

Отдельные детали, показанные крупным планом или в определенном ракурсе, могут служить очень важным средством раскрытия идеи спектакля или передачи. Конечно, его впечатления ни в коей мере нельзя сравнить с тем, что видит театральный зритель, сидящий в последнем ряду или на балконе. Они разные, несравнимые. Вот почему можно с уверенностью сказать, что развитие ТВ нисколько не мешает развитию театра. И сейчас на интересные театральные спектакли невозможно достать билета.

Подлинная «театральная культура» человека не может развиваться полноценно только благодаря регулярному просмотру телеспектаклей по телевидению.

Дорогие родители! Если у вас есть малейшая возможность приохотить вашего ребенка к театру — не упускайте ее! Воспитание театром приносит человеку радость и заметно, от спектакля к спектаклю, обогащает его высокими идеями и чувствами, как говорил в свое время К. С. Станиславский, творит человеческий дух.

<< Часть 7 || Часть 9 >>

Категория: