Главная 16 Важные советы 16 Исторический опыт регулирования миграции – Управление миграционными процессами в России
Исторический опыт регулирования миграции Исторический опыт показывает, что в российских условиях решение проблем переселения возможно лишь при организующей роли государства на всех стадиях миграционного процесса, вплоть до обустройства.

Исторический опыт регулирования миграции – Управление миграционными процессами в России

Исторический опыт регулирования миграции

Исторический опыт показывает, что в российских условиях решение проблем переселения возможно лишь при организующей роли государства на всех стадиях миграционного процесса, вплоть до обустройства. Последнее обуславливает необходимость проведения целенаправленной государственной политики в области управления внутренними миграциями и, соответственно, разработки комплекса мер по совершенствованию государственной миграционной политики на федеральном и региональном уровнях, направленных на поощрение перемещений жителей между регионами страны. Такой комплекс мер, среди прочего, должен основываться на исторической практике регулирования миграционных процессов в России, результатах проводимого мониторинга социально-экономического развития территорий, координации усилий федеральных и региональных властей в данном направлении.

Как показал проведенный нами анализ российской миграционной политики в исторической ретроспективе, практика государственного регулирования миграционных процессов в России имеет глубокие исторические корни и разработанную применительно к конкретным историческим, природно-климатическим и социально-экономическим условиям развития страны теоретическую базу. Отдельные методы регулирования (прежде всего, экономические) внутренней миграции населения, применявшиеся и во времена Российской империи, и в Советском Союзе и показавшие свою эффективность могут быть успешно использованы и в современной России.

Внутренняя миграционная политика представляет собой систему общепринятых на уровне идей и концептуально объединенных мер по стимулированию или ограничению перемещений населения внутри страны в объемах и направлениях, учитывающих конкретно-исторические условия страны и отвечающих текущим и перспективным целям развития страны и ее отдельных регионов.



Для обеспечения оптимизации структуры и масштабов внутрироссийских миграционных потоков в рамках государственной миграционной политики могут применять такие предусмотренные нормативно-правовыми актами методы миграционного регулирования (меры миграционной политики), как:

административные (предусматривающие административную ответственность, в том числе государственных служащих, за нарушение существующих нормативных актов);

экономические (предусматривающие налоговые льготы, предоставление финансовой помощи на осуществление переезда и обустройство на новом месте, регулирование стоимости аренды и покупки жилья и др.);

пропагандистские, социально-психологические (предусматривающие целенаправленное воздействие на систему предпочтений и ценностных ориентаций, формирующих миграционное поведение населения).

Все меры можно также разделить на стимулирующие и ограничивающие миграционную подвижность населения. Современные реалии предопределяют необходимость осуществления государственного управления миграционными процессами, прежде всего, путем использования экономических стимулов переселения в те или иные регионы страны.

На наш взгляд, государственная политика в области регулирования внутренних миграций в Российской Федерации должна сочетать в себе интересы личности, общества и государства. Ее фундаментальными целями должны стать:

* защита прав и свобод граждан Российской Федерации, обеспечение наиболее полной реализации экономического потенциала индивидов;



* обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, рациональное размещение населения на территории страны с учетом потребностей экономического развития страны;

* защита национальных интересов и обеспечение безопасности Российской Федерации. В рамках реализации первой фундаментальной цели необходимо устранить (формальные и неформальные) административные барьеры внутренней миграции и обеспечить свободу передвижения граждан России и выбора ими своего места жительства и пребывания в пределах страны. В настоящее время без наличия постоянной регистрации в данном регионе (населенном пункте) практически невозможно устроиться на работу не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других регионах и отдельных городах, даже тех, где невысок уровень безработицы.

Необходимо привести сложившуюся практику формальных и неформальных ограничений внутренних переселений граждан с помощью института регистрации по месту жительства и месту пребывания в соответствии с нормами федерального законодательства. Действительным решением данной проблемы станет переход от разрешительной на заявительную регистрацию по месту жительства. Следует отметить, что эта мера может быть введена в короткий срок, поскольку подготовлена законодательно и не требует значительных финансовых затрат. Главное, обеспечить государственный контроль со стороны органов внутренних дел за ее соблюдением. К лицам, создающим административные барьеры для мигрантов, должны незамедлительно применяться меры дисциплинарного и административного воздействия.



Целесообразным также представляется создание единого централизованного информационного ресурса (информационной системы), которая бы отражала перемещения граждан и их постоянное местонахождение, а также о предоставленных им государственных гарантиях и социальной поддержке. Создание подобной информационной системы позволит улучшить статистический учет внутрироссийских миграций, а также необходимо для разработки и проведения эффективной государственной региональной политики. Только наличие полной и достоверной информации о миграционных процессах позволит рационально и эффективно регулировать миграционные перемещения в регионе.

За образец могут быть взяты аналогичные системы, существующие в экономически развитых странах (например, система социального страхования и социального обеспечения в США). Вместе с тем при создании системы должны быть проработаны вопросы сохранности персональной информации.

Для реализации первой и второй фундаментальных целей необходимо устранить экономические барьеры миграции, то есть обеспечить финансовую возможность перемещения трудовых ресурсов из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные, а также решить проблему занятости и обустройства мигрантов на новом месте. В настоящий момент значительная часть жителей России попала в так называемую “ловушку бедности”, суть которой заключается в том, что, несмотря на наличие желания сменить место жительства, индивиды не обладают минимальными финансовыми средствами, позволяющими осуществить им переезд.



На наш взгляд, необходимо разработать меры государственной финансовой поддержки отдельным категориям мигрантам. Такие меры должны быть адресованы, прежде всего, гражданам, вставшим на учет в региональных органах занятости населения и проживающих в депрессивных регионах, а также гражданам, направляющимся в важные с точки зрения интересов национальной безопасности регионы страны.

За образец такой помощи могут быть взяты государственные гарантии и меры социальной поддержки, предоставляемые участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе:

компенсация расходов на переезд внутреннего мигранта (в ряде случаев также членов его семьи) к новому месту проживания;

компенсация расходов на перевозку личного имущества мигранта;

предоставление единовременного пособия на обустройство (“подъемных”);

предоставление долгосрочных ссуд на строительство или приобретение жилья, предоставление земли для строительства дома;

получение ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности, но не более чем в течение шести месяцев. Размер пособия должен определяться с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;

получение социального пакета, включающего в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости.



Государственная финансовая помощь может предоставлять как на возмездной основе (например, для безработных граждан, нашедших работу в другом регионе страны), так и на безвозмездной основе (для граждан, направляющихся в стратегически важные с точки зрения интересов национальной безопасности России регионы, характеризующиеся сокращением численности населения).

О admin

x

Check Also

Анализ: мигранты

Анализ: мигранты — новое население РФ, или угроза национальной безопасности При чем речь идет не только о миграции, как неконтролируемом факторе, провоцирующим социальную и экономическую напряженность, отрицательно влияющему на эпидемиологическую и криминогенную обстановку в стране.

Мигранты в России: статистика за 2015 год

Миграция населения в России: статистика за 2015 год В связи с событиями минувшего года и девальвацией рубля пребывание в России уже не так привлекательно для иностранцев.

Статистика миграции населения

Тема: Статистика миграции населения 1. Миграция населения как объект изучения статистики: понятие, виды миграции 1.1 Миграция населения: понятие, классификация 1.2 Направления разработки и анализа данных о миграции населения 2. Система показателей и методы анализа миграции населения 2.1 Показатели миграции населения 3. Статистическая оценка миграции населения РФ 3.1 Общее изучение миграции населения 3.2 Статистическое прогнозирование динамики миграционного прироста населения 3.3 Перспективы государственной миграционной политики Список использованных источников В настоящее время миграция населения представляет собой социально-экономическое, нормативно-правовое явление, неоднозначное по своей сущностной, содержательной и процессуальной основе.

Миграционный прирост населения России увеличился в январе-июне 2016 года в 1, 3 раза

Миграция населения в России: статистика 19 сентября - 2 октября 2016 Для цитирования: Щербакова Е.М. Миграция в России, итоги первого полугодия 2016 года //Демоскоп Weekly.

Международное общественное объединение «Развитие» – Закономерности современной международной миграции и особенности ее регулирования

Белорусский журнал международного права и международных отношений 1999 — № 1 международные экономические отношения ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ Валентина Мигас, Александра Нечай Мигас Валентина Васильевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь Нечай Александра Александровна — кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Белорусского государственного университета 1. Современная международная миграция: состояние и особенности Современная международная миграция населения представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения, идеология или религия.

Плисецкий Е, Современные миграционные процессы в России, Журнал «География» № 37

Современные миграционные процессы в России Е.Л. ПЛИСЕЦКИЙ канд. геогр. наук, доцент кафедры экономики и регионального развития Финансовой академии при правительстве РФ Трактовка понятия «миграция» Нелегальные мигранты Под миграцией населения 1 (от лат.

Глава 1 Миграционные процессы и национальная политика в России

Глава 1 Миграционные процессы и национальная политика в России Глава 1 Миграционные процессы и национальная политика в России 1.1. Понятие, виды и причины миграций …………………………………..3 1.2. Специфика современной миграции в России ………………………….9 Глава 2 Зоны межэтнической напряженности Российской Федерации 2.1. Содержание и социально-психологические характеристики зон межэтнической напряженности ………………………………………………13 2.2. Межэтнические конфликты в Южном Федеральном округе.

Закономерности и противоречия развития миграционной системы России

Миграционные процессы в России: в чем особенности и закономерности Перейти на главную страницу 2. Концептуальные организационно- правовые основы миграционной системы России МС РФ в юридическом лице своего центрального органа - ФМС МВД РФ, является подсистемой системы федеральных органов исполнительной власти.

Современные миграционные процессы в России – Реферат, страница 2

Современные миграционные процессы в России 6. Международные миграции в России. Наиболее тесные внешние миграционные связи сложились у России со странами СНГ. На них приходится свыше 4 /5 миграционного обмена Российской Федерации с зарубежными странами (см. табл.

Современные миграционные процессы в России – Студопедия

Современные миграционные процессы в России Распад СССР сопровождался возникновением целого комплекса проблем, так или иначе повлиявших на миграционное движение народов, населявших одну шестую часть суши.

Основные миграционные процессы в современной России

Основные миграционные процессы в современной России 2.1.1 Незаконная миграция Особую озабоченность вызывает незаконная иммиграция в Российскую Федерацию, которая, по разным оценкам, составляет сегодня от 1 до 1,5 млн.

Особенности современных миграционных процессов

Учебное пособие по курсам "Мировая экономика", Междунар Особенности современных миграционных процессов: Небывалые масштабы миграции рабочей силы. Особо следует выделить увеличение внутриконтинентальной миграции.

Введение, Понятие и сущность миграционных процессов – Миграционные процессы

Введение Каждый из нас когда-либо принимал участие в массовой миграции или мигрировал сам, даже не задумываясь об этом. В рабочие дни мы ходим работать и учиться, на выходные многие едут за город, проводят свой отпуск в деревне или отправляются путешествовать в совершенно другие края.

Исторические особенности миграционных процессов в России – Миграционные процессы в России в конце ХХ

Исторические особенности миграционных процессов в России Основные движущие силы любой миграции: · Бедственное экономическое положение, безработица, существенная разница в оплате одного и того же труда на родине и заграницей.

Миграционные процессы в России

Миграционные процессы в России: в чем особенности и закономерности Вопрос миграции на сегодняшний день является одним из самых животрепещущих не только в Российской Федерации.

Проблемы, особенности и перспективы миграции в России

Проблемы, особенности и перспективы миграции в России. Масштабные процессы миграции требуют выработки качественного законодательного регулирования в области осуществления государственной миграционной политики.

Рейтинг@Mail.ru