Главная 16 Важные советы 16 Миграционная политика: современные реалии и перспективы – Социология

Миграционная политика: современные реалии и перспективы – Социология

Миграционная политика: современные реалии и перспективы

2.3 Миграционная политика: современные реалии и перспективы

Миграционная политика многих экономически развитых государств пытается всячески стимулировать дисперсное расселение этнических мигрантов, для того чтобы обеспечить их успешную интеграцию на новом месте жительства. Во многих европейских странах возникла идея “предельно допустимой концентрации иммигрантов”, которую пытались внедрить на практике.

В 1986 г. шесть коммун в Брюсселе были объявлены “заполненными” и получили от правительства разрешение не предоставлять лицензию на проживание новым иммигрантам. Во Франции во многих населенных пунктах местные власти установили предельные нормы концентрации иностранцев – 10–15%, а многие мэрии издали распоряжение, что иммигрант, желающий воссоединиться с семьей, должен доказать, что его жилье отвечает определенным стандартам. В Германии идея “пределов” приема мигрантов привела к возникновению подхода, при котором концентрация более 20% иностранцев от общей численности населения должна становиться причиной для беспокойства. После 1975 г. муниципалитетам, в которых более 12% населения приходилось на иностранцев, разрешили прекратить прием иммигрантов. В Дании существует законодательный акт, согласно которому в каждый подъезд дома нельзя вселять более одной семьи иммигрантов.

Однако реализовать на практике эти нормы порой бывает очень трудно. С одной стороны, проблема касается прав человека в сфере свободы определения места жительства, а с другой стороны, меры воздействия на процесс расселения этнических меньшинств в обществе с демократической традицией наталкиваются на нежелание иммигрантов расселяться дисперсно. В результате в большинстве стран упомянутые попытки успехом не увенчались. Шведская стратегия расселения беженцев по всей стране, заключавшаяся в стремлении правительства распределить в течение шести лет более 100 тыс. вынужденных мигрантов за пределами трех крупных городов в пропорции три беженца на тысячу местных жителей, завершилась неудачей. В Великобритании вьетнамских беженцев первоначально распределяли по многим городским районам, но они постепенно перегруппировались в небольшое количество компактных мест поселения.



Миграционная политика многих экономически развитых стран мира ставит в качестве одного из основных приоритетов необходимость интеграции иммигрантов в новом обществе. В настоящее время в мировой практике сложилось два основных способа интеграции: ассимиляция и взаимное сосуществование культур. Политика в отношении интеграции иммигрантов зачастую существенно различается и страны можно подразделить на две основные группы. К странам, проводящим политику ассимиляции, относятся Франция, Германия, США, Швейцария. А политики взаимного сосуществования культур придерживаются Великобритания, Канада, Нидерланды, Бельгия, государства Скандинавии.

Существенное воздействие на процесс интеграции иммигрантов оказывают различные факторы объективного и субъективного плана: продолжительность проживания; характер расселения и численность иммигрантов; уровень их образования и социально-экономическое положение; религиозная основа этнической общности; восприятие мигрантов коренным населением и т.д.

В условиях интенсивной миграции кардинально изменяется этнический состав населения многих стран и крупных городов. Наиболее яркий пример – США. Здесь сегодня каждый четвертый американец – небелый. По данным Бюро переписи США, в 2000 г. около 18% населения США не разговаривают дома на английском языке, а 4% – английского языка просто не знают или владеют им очень слабо. В 60% случаев общение идет на испанском языке, что связано с ростом иммиграции из стран Латинской Америки. Если современные тенденции в области миграции и естественного движения населения сохранятся, то латиноамериканское и небелое население увеличится к 2020 г. до 115 млн. человек (около 35% населения), в то время как белое население почти не увеличится. К 2056 г. небелое население составит около 50% населения США. В этнической структуре населения Нью-Йорка доля белых сократится с 45% до 29%, афроамериканцев – с 27% до 25%, выходцев из азиатских стран, напротив увеличится с 10% до 20%, а доля метисов и представителей других рас вырастет с 18% до 26%.



Сходные процессы происходят в Европе. Официально в странах ЕС проживают 18,4 млн. иммигрантов, или всего около 5% населения. Однако если принимать во внимание нелегальных иммигрантов и натурализовавшихся иностранцев, то, по оценкам CEPS, эта цифра будет больше по крайней мере на 40–60%, то есть примерно 25–29 млн. человек. В Лондоне доля белого населения сократится с 72% до 45%, африканцев – с 11% до 9%, в то же самое время доля выходцев из Южной Азии увеличится с 10% до 26%, китайцев – с 3% до 6%, метисов – с 4% до 14% [1, c. 42-44].

Необходимо признать, что изменение этнического состава населения крупных городов и стран – необратимая тенденция глобализации мировой экономики. И даже если предположить, что международная миграция населения прекратится, то это не остановит процесс трансформации этнической структуры населения, поскольку показатели естественного движения различных рас и этнических групп отличаются на порядок. Согласно данным по США, среднегодовые темпы естественного прироста населения в 1980-е годы составляли всего 4 промилле, афро-американцев – 13 промилле, латиноамериканцев – 18 промилле, а выходцев из азиатских стран – около 19 промилле [42, c. 4.].

Интеграция иммигрантов в общество – процесс двусторонний, который связан не только с “притиркой” мигрантов к коренному населению, но и с проблемами “привыкания” местных жителей к мигрантам. Смена этнического состава населения за сравнительно короткие сроки обычно приводит к росту межэтнических проблем. Зачастую мигранты воспринимаются как опасный элемент ломки сложившейся этносоциальной односторонности и структурированности, в их поведении усматривают неуважение к нормам и традициям той культуры, в которую они попали, пренебрежение сложившимися в этой среде ценностями и устоями.



В этих условиях не исключается, что на фоне продолжающейся смены этнического состава населения даже конфликты, вызванные нерасовыми причинами, скорее всего, будут усиливаться и осложняться межрасовой напряженностью. Например, диспропорция по возрасту в США в XXI веке примет ярко выраженный расовый характер – большинство пенсионеров будут белыми, в то время как большинство работающих – небелыми, что чревато конфликтами в пенсионно-трудовой сфере. Закон о признании английского языка государственным, принятый в нескольких штатах США, испаноговорящие иммигранты сейчас считают дискриминационным, называя его “ограничительной реакцией на растущее латиноамериканское общество”. Известен недавний конфликт по поводу существования расовых квот в ведущих университетах США.

Становится очевидно, что в условиях этнической миксации населения требуется пересмотреть стратегию миграционной политики. Реализуемая в настоящее время в экономически развитых странах миграционная политика, с одной стороны, направлена на ограничение миграционных потоков из бедных стран на основе различных критериев (образовательных, социальных, географических, этнических), а с другой стороны, она пытается привести этнокультурное многообразие иммигрантов к общему знаменателю (идея “плавильного котла” или ассимиляции).

Однако, как видно из приведенных выше примеров, самые надежные и считавшиеся идеальными “плавильные котлы” дают трещины – они не способны переплавить все этническое многообразие до полностью однородной массы, в результате чего все чаще происходят межрасовые и межэтнические конфликты. При этом даже воплощение идеи расширения традиционных для развитых стран европейских ценностей (на котором настаивают некоторые ученые, например, американец Т. Бендер), за счет включения в них “небелых” и “нехристианских” культур, скорее всего, не поможет окончательно разрешить существующие противоречия.



Стратегическими для миграционной политики должны стать экономические рычаги ограничения миграции – инвестиции в экономику развивающихся стран, продуцирующих потоки мигрантов. В настоящее время назрела острая необходимость сократить пропасть в экономическом развитии между богатым Севером и бедным Югом.

Определенный опыт в этом отношении накоплен Францией, которая пытается инвестировать средства в экономику и придать социальную направленность деятельности французских корпораций в своих бывших колониях Западной Африки, Океании и американского континента. Например, правительство Франции ежегодно выделяет дотацию в 151 млн. евро на “всеобъемлющее экономическое развитие” только одной своей заморской территории – Французской Полинезии.

Становится все более очевидным, что запретительных мер на границах уже недостаточно для сдерживания лавинообразного миграционного потока, для этого нужно создавать условия для развития бедных стран и регионов – основных поставщиков мигрантов, а именно: вкладывать деньги в образование, планирование семьи, новые медицинские и информационные технологии. Это поможет повысить в этих государствах стандарты жизни и уровень общественного оптимизма, снизит внешнюю миграционную мобильность населения.

По мнению Дж. Солта, миграционная политика в современных условиях должна переориентироваться с мигрантов и их частных (индивидуальных) причин миграции на корпоративные интересы, которые “дергают за нитки” и управляют миграционными потоками [30]. Распространение коммерческой индустрии миграции, включающей разнообразные миграционные услуги, начиная от помощи в получении визы и в поиске работы до контрабанды и торговли людьми, явилось ответом на противоречия периода глобализации и одновременно вызовом существующему миграционному режиму.



Необходимо объединение усилий всех стран (как доноров, так и реципиентов миграции) по борьбе с нелегальной иммиграцией. Эта проблема в настоящее время активно обсуждается в Европе. Руководство ЕС считает, что необходимо скоординировать усилия государств по борьбе с нелегальной иммиграцией для стабилизации общества и отсечения электората от ультраправых политиков и маргиналов.

В этой связи новое дыхание в развитых странах обретает идея формирования положительного образа легальных иммигрантов и толерантного отношения к ним. Власти Шотландии, обеспокоенные ростом расистских взглядов среди населения, выделили около 1 млн. фунтов стерлингов на проведение акции “Одна Шотландия – много культур”, которая должна “повысить статус иммигрантов в обществе”. В рамках этой кампании в течение месяца на улицах были размещены плакаты, на местных телеканалах демонстрировались рекламные ролики, которые призвали сделать Шотландию “многоцветной и мультикультурной”.

Следует признать, что современная ситуация в мировом масштабе накладывает ответственность за безопасность в первую очередь на экономически развитые страны, это есть своеобразная плата за ту огромную дистанцию, которая возникла в результате неравномерного развития и их резкого отрыва от беднейших стран на протяжении последних десятилетий.

3. Пути решения демографических проблем

3.1 Демографическая политика

Демографическая политика – это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Включает систему целей и средств для их достижения. Демографическая политика является составной частью общей социально-экономической политики и одновременно – это составная часть политики народонаселения. Все три вида политики различаются сферами регулирования.



Социально-экономическая политика направлена на регулирование всей совокупности внутренних условий, процессов и сторон жизнедеятельности общества.

Политика народонаселения, являясь направлением социально-экономической политики, имеет целью управление развитием народонаселения как широким процессом создания, становления и развития субъекта социальной жизнедеятельности. Она охватывает:

1. воздействие на воспроизводство населения (его можно назвать демографической политикой);

2. воздействие на процесс социализации подрастающих поколений (подготовка к трудовой деятельности, дошкольное воспитание, общеобразовательная и специальная подготовка, профессиональная ориентация, нравственное воспитание, приобщение к ценностям мировой культуры и т.д.;

3. регулирование комплекса условий труда (установление границ и общих масштабов занятости, регулирование продолжительности рабочего дня и периодов труда и отдыха, охрана труда, регулирование профессионально – квалификационного роста и переподготовки рабочей силы и т.д.);

Количество знаков с пробелами: 121173

Количество таблиц: 0

Количество изображений: 0

Похожие работы

. Федерации, думский Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, президент и председатель совета министров. Именно Путин поставил вопрос о демографическом кризисе в качестве основной государственной проблемы. Демографическая политика в России реализуется в виде национального проекта Демография, включающего в себя в качестве основного компонента программу «материнского капитала», а также пособия и .



Миграционная политика: современные реалии и перспективы - СоциологияМиграционная политика: современные реалии и перспективы - СоциологияМиграционная политика: современные реалии и перспективы - СоциологияМиграционная политика: современные реалии и перспективы - СоциологияМиграционная политика: современные реалии и перспективы - Социология

. в разных странах, то с мерами по борьбе с вымиранием населения ситуация прямо противоположная. Способов повышения рождаемости не существует не только в нашей стране, но и за рубежом. 2 ОСОБЕННОСТИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО КРИЗИСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 2.1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ РОССИЙСКОГО ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО КРИЗИСА Сегодняшняя демографическую ситуацию в Российской Федерации можно смело .

. конкретной территориальной общности. Система территориальных общностей может служить основой социального районирования территории. Территориальная общность – важнейший объект территориального управления. 3. Анализ демографической ситуации в Самарской области Самарская область – один из 89 субъектов Российской Федерации входит в состав Поволжского экономического района. Область занимает .

. гарантии каждому жителю страны достойной жизни необходимо также создание феде­ральной системы социальной безопасности (social security), функцией которой является обеспечение минимальных персональных стандартов качества жизни каждому гражданину России. Как примеры решения демографической проблемы в России можно привести следующие возможные методы: 1) Разработка всех новых и изменение старых .

О admin

x

Check Also

Анализ: мигранты

Анализ: мигранты — новое население РФ, или угроза национальной безопасности При чем речь идет не только о миграции, как неконтролируемом факторе, провоцирующим социальную и экономическую напряженность, отрицательно влияющему на эпидемиологическую и криминогенную обстановку в стране.

Мигранты в России: статистика за 2015 год

Миграция населения в России: статистика за 2015 год В связи с событиями минувшего года и девальвацией рубля пребывание в России уже не так привлекательно для иностранцев.

Статистика миграции населения

Тема: Статистика миграции населения 1. Миграция населения как объект изучения статистики: понятие, виды миграции 1.1 Миграция населения: понятие, классификация 1.2 Направления разработки и анализа данных о миграции населения 2. Система показателей и методы анализа миграции населения 2.1 Показатели миграции населения 3. Статистическая оценка миграции населения РФ 3.1 Общее изучение миграции населения 3.2 Статистическое прогнозирование динамики миграционного прироста населения 3.3 Перспективы государственной миграционной политики Список использованных источников В настоящее время миграция населения представляет собой социально-экономическое, нормативно-правовое явление, неоднозначное по своей сущностной, содержательной и процессуальной основе.

Миграционный прирост населения России увеличился в январе-июне 2016 года в 1, 3 раза

Миграция населения в России: статистика 19 сентября - 2 октября 2016 Для цитирования: Щербакова Е.М. Миграция в России, итоги первого полугодия 2016 года //Демоскоп Weekly.

Международное общественное объединение «Развитие» – Закономерности современной международной миграции и особенности ее регулирования

Белорусский журнал международного права и международных отношений 1999 — № 1 международные экономические отношения ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ Валентина Мигас, Александра Нечай Мигас Валентина Васильевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь Нечай Александра Александровна — кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Белорусского государственного университета 1. Современная международная миграция: состояние и особенности Современная международная миграция населения представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения, идеология или религия.

Плисецкий Е, Современные миграционные процессы в России, Журнал «География» № 37

Современные миграционные процессы в России Е.Л. ПЛИСЕЦКИЙ канд. геогр. наук, доцент кафедры экономики и регионального развития Финансовой академии при правительстве РФ Трактовка понятия «миграция» Нелегальные мигранты Под миграцией населения 1 (от лат.

Глава 1 Миграционные процессы и национальная политика в России

Глава 1 Миграционные процессы и национальная политика в России Глава 1 Миграционные процессы и национальная политика в России 1.1. Понятие, виды и причины миграций …………………………………..3 1.2. Специфика современной миграции в России ………………………….9 Глава 2 Зоны межэтнической напряженности Российской Федерации 2.1. Содержание и социально-психологические характеристики зон межэтнической напряженности ………………………………………………13 2.2. Межэтнические конфликты в Южном Федеральном округе.

Закономерности и противоречия развития миграционной системы России

Миграционные процессы в России: в чем особенности и закономерности Перейти на главную страницу 2. Концептуальные организационно- правовые основы миграционной системы России МС РФ в юридическом лице своего центрального органа - ФМС МВД РФ, является подсистемой системы федеральных органов исполнительной власти.

Современные миграционные процессы в России – Реферат, страница 2

Современные миграционные процессы в России 6. Международные миграции в России. Наиболее тесные внешние миграционные связи сложились у России со странами СНГ. На них приходится свыше 4 /5 миграционного обмена Российской Федерации с зарубежными странами (см. табл.

Современные миграционные процессы в России – Студопедия

Современные миграционные процессы в России Распад СССР сопровождался возникновением целого комплекса проблем, так или иначе повлиявших на миграционное движение народов, населявших одну шестую часть суши.

Основные миграционные процессы в современной России

Основные миграционные процессы в современной России 2.1.1 Незаконная миграция Особую озабоченность вызывает незаконная иммиграция в Российскую Федерацию, которая, по разным оценкам, составляет сегодня от 1 до 1,5 млн.

Особенности современных миграционных процессов

Учебное пособие по курсам "Мировая экономика", Междунар Особенности современных миграционных процессов: Небывалые масштабы миграции рабочей силы. Особо следует выделить увеличение внутриконтинентальной миграции.

Введение, Понятие и сущность миграционных процессов – Миграционные процессы

Введение Каждый из нас когда-либо принимал участие в массовой миграции или мигрировал сам, даже не задумываясь об этом. В рабочие дни мы ходим работать и учиться, на выходные многие едут за город, проводят свой отпуск в деревне или отправляются путешествовать в совершенно другие края.

Исторические особенности миграционных процессов в России – Миграционные процессы в России в конце ХХ

Исторические особенности миграционных процессов в России Основные движущие силы любой миграции: · Бедственное экономическое положение, безработица, существенная разница в оплате одного и того же труда на родине и заграницей.

Миграционные процессы в России

Миграционные процессы в России: в чем особенности и закономерности Вопрос миграции на сегодняшний день является одним из самых животрепещущих не только в Российской Федерации.

Проблемы, особенности и перспективы миграции в России

Проблемы, особенности и перспективы миграции в России. Масштабные процессы миграции требуют выработки качественного законодательного регулирования в области осуществления государственной миграционной политики.

Рейтинг@Mail.ru