Главная 16 Важные советы 16 Налоговый резидент нерезидент порядок определения статуса уплата возврат налогов НДФЛ льготы вычеты гражданам Беларуси Казахстана Армении Киргизии

Налоговый резидент нерезидент порядок определения статуса уплата возврат налогов НДФЛ льготы вычеты гражданам Беларуси Казахстана Армении Киргизии

Порядок определения статуса налогового резидента и нерезидента РФ,

ставки и порядок уплаты и возврата НДФЛ

Особенности налогообложения доходов граждан Украины

Особенности налогообложения доходов граждан Республики Казахстан

Особенности налогообложения доходов граждан Армении

Особенности налогообложения доходов граждан Киргизии

Продажа квартиры налоговым нерезидентом РФ

Кто такой "налоговый резидент" и чем он отличается от налогового нерезидента

В этой статье я постарался ответить на все вопросы, связанные с приемом иностранного работника на работу, а также с ситуациями, когда граждане РФ по каким-то причинам находились за границей РФ больше полугода, получая при этом регулярный доход или умудрились в этот же период времени продать какое-либо имущество (квартиру, дом, другую недвижимость, автомобиль, ювелирные изделия и др.).

Налоговое законодательство написано так, чтобы прочитав его никто и никогда не понял – кто такие налоговые нерезиденты и как это определить – ведь в Налоговом кодексе РФ (НК) нет ни четкого и понятного определения понятия "налоговый резидент", ни понятия "налоговй нерезидент"

Данная в статье 207 НК формулировка вызывает больше вопросов, чем дает хотя бы один понятный ответ на самый главный вопрос – к какой категории отнести себя, а для этого надо понять порядок определения статуса.

Можно ли обычному человеку понять из формулировки: "Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев" к какой из категорий налогоплательщиков он должен отнести себя, если он за последний год несколько раз пересекал границу (ездил в командировки и отпуск в ближнее или дальнее зарубежье, приехал в Россию несколько месяцев назад для учебы и (или) работы)? Наверное – нет, поэтому предлагаю более понятные определения этих понятий:



налоговый резидент – это такое физическое лицо, которое находится на территории России более 183 дней в течение календарного года;

налоговый нерезидент – это такое физическое лицо, которое находится на территории России менее 183 дней в течение календарного года.

Примечание: приведен порядок определения статуса налогового резидента РФ, исходя из положений Налогового кодекса РФ. Между тем в силу ст. 7 НК РФ если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров. Это означает, что международное соглашение может в том числе устанавливать иной порядок определения резидентства. В качестве примера в Письме ФНС России от 01.10.2012 N ОА-3-13/[email protected] приведены:

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" от 05.12.1998 (статья 4);

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов" от 08.02.1995 (статья 4).

( ! ) При этом положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, а также о подтверждении статуса нерезидента России, Налоговый кодекс РФ до 2017 года не содержал.



Как мы видим, для определения статуса физ.лица имеет значение лишь один критерий – время нахождения на территории России, а другие критерии (в т.ч. – гражданство) никакого значения не имеют. При этом (согласно п. 2 статьи 207 НК) физ. лицо считается находящимся на территории РФ и в тех случаях, когда физ. лицо выезжает за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее 6 месяцев):

исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Примечание: важно отметить, что основанием для учета периода краткосрочного обучения или лечения за границей в количестве дней нахождения на территории РФ является цель выезда: краткосрочное обучение или лечение. Если же физическое лицо находилось за границей с иными целями и в этот период прошло там обучение (лечение) длительностью до шести месяцев, дни обучения (лечения) в период нахождения в РФ не включаются. В частности, подобные разъяснения в отношении краткосрочного обучения можно найти в Письме Минфина России от 26.09.2012 № 03-04-05/6-1128.

Документами, подтверждающими нахождение физического лица за пределами Российской Федерации для лечения или обучения, могут являться договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение), справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения), с указанием времени проведения лечения (обучения), а также копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (Письмо Минфина РФ от 26.06.2008 N 03-04-06-01/182).



Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц за пределами Российской Федерации в целях лечения, могут являться копии страниц загранпаспорта со специальными (лечебными) визами, выданными консульскими органами иностранных государств, и отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, а также копии договоров с иностранными медицинскими учреждениями об оказании соответствующих услуг (Письмо ФНС России от 27.05.2016 № ОА-3-17/[email protected], от 10.06.2016 N ЗН-3-17/[email protected]).

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц за пределами Российской Федерации в целях обучения, могут являться копии страниц загранпаспорта со специальными (учебными) визами, выданными консульскими органами иностранных государств, и отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, а также копии договоров с иностранными образовательными учреждениями об оказании соответствующих услуг (Письмо ФНС России от 15.10.2015 N ОА-3-17/[email protected]).

Головоломкой является ответ на вопрос о налоговом статусе и для тех лиц, которые собираются на длительное время уехать из России в командировку или на ПМЖ, в связи с чем продают свое имущество – квартиру, землю, дом, гараж, автомобиль и другое имущество.

А ведь это принципиальный для любого человека вопрос, от которого зависит какой налог должен удерживаться с дохода такого лица (налог на доходы физических лиц или НДФЛ) – 13% или 30%, ведь разница в 2,3 раза очень существенная.

Разъяснений о том, должны налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента РФ или нет, а также не говорится о том, в каком порядке это следует делать налоговым агентам.



А если учесть, что как само налоговое законодательство, так и мнение Минфина РФ и ФНС РФ меняются как погода в сентябре, то становится грустно.

Порядок определения статуса "налоговый резидент – нерезидент" или как посчитать период в 12 месяцев и 183 дня при определении статуса физического лица

Что же означает практически пребывание "не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев"?

Практически это означает, что:

наличие или отсутствие гражданства РФ никакого значения для определения статуса налогового резидента (нерезидента) не имеет (т.е. как налоговыми резидентами, так и нерезидентами могут быть и граждане РФ, и иностранные граждане и лица без гражданства);

учитывается любой непрерывный 12-месячный период, который может начаться в одном году, а закончиться – в другом (это актуально для выплаты зарплаты нерезидентам);

окончательный статус налогоплательщика определяется по окончании календарного года (п. 3 статьи 225 НК), поскольку налоговым периодом для НДФЛ является календарный год.

183-дневный период определяется путем сложения всех календарных дней, в которые налогоплательщик находился в России в течение 12 идущих подряд месяцев.

В этот 183-дневный срок включаются и день въезда в РФ и выезда из России. Этот вывод подтверждают и разъяснения ФНС, изложенные в Письме ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/[email protected]

Здесь же надо обратить внимание на то, что 183-дневный период не прерывается на периоды выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения налогоплательщика.

положения пункта 2 статьи 207 НК и не содержат указания на начальные или конечные даты для отсчета 12-месячного периода, в пределах которого учитывается количество дней пребывания налогоплательщика в РФ;

на данный момент ФНС считает, что физлицо можно признать резидентом, когда оно находится в России менее 183 дней в году, но у него есть постоянное жилье в России, если это подтверждается правом собственности на жилой объект или постоянной регистрацией по месту жительства, либо имеет в России центр жизненных интересов , под которым понимается место нахождения семьи, основного бизнеса или работы (Письма ФНС России от 11.12.2015 № ОА-3-17/[email protected], от 13.11.2015 № ОА-3-17/[email protected]),

предлагаем исходить из:

системного толкования пункта 2 статьи 207 НК в совокупности с п. 3 статьи 225 НК, поскольку налоговым периодом для НДФЛ является календарный год;

учета того, что разъяснения ФНС, данные в Письмах ФНС России от 11.12.2015 № ОА-3-17/[email protected] и от 13.11.2015 № ОА-3-17/[email protected]:

не носят универсального характера, а касаются только случаев, когда между РФ и страной пребывания налогоплательщика имеется международный договор об избежании двойного налогообложения и по условиям этого договора лицо можно признать налоговым резидентом в обеих странах;

являются ответами на 2 конкретных вопроса об определении статуса налогоплательщика при получении доходов:

2) в виде зарплаты, когда работник находится в командировке за границей;

учета того, что Минфин РФ придерживается противоположного мнения (Письмо Минфина РФ от 08.12.2014 № 03-04-06/62838), а мнение ФНС может измениться уже завтра, что может повлечь (с учетом отсрочки исполнения обязательств) неблагоприятные последствия (в виде уплаты не 13%, а 30% НДФЛ) и невозможности исправить ситуацию (к примеру, находиться в России 183 дня).

По указанным причинам для определения статуса предлагаю:
исходить из приведенного выше определения статуса налогового резидента (нерезидента);
п. 3 статьи 225 НК, в соответствии с которым налоговым периодом для НДФЛ является календарный год;
обращаться (письменно) в ФНС по месту своего жительства (пребывания) или месту нахождения недвижимого имущества.

Нашу точку зрения подтвердил и Минфин РФ, который в своем Письме от 21.04.2016 № 03-08-РЗ/23009 запретил применять письма, в которых изложена эта позиция, поскольку она противоречит налоговому законодательству, обосновав это следующим

Особенности статуса "налоговый нерезидент"

Наличие статуса "налоговый нерезидент РФ" имеет следующее особенности:

лица, не являющиеся налоговым резидентами РФ, являются плательщиками НДФЛ только по доходам, полученным от источников в РФ;

определение статуса налогового резидента производится на каждую дату выплаты дохода (это правило актуально при выплате регулярного дохода (заработная плата и иные регулярные платежи) и направлено на то, чтобы не удерживать лишний налог с того момента, когда физ.лицо стало налоговым резидентом);

возврат излишне уплаченного налога (НДФЛ) теперь можно получить только по окончании календарного года и только через налоговую инспекцию;

подавать налоговую декларацию надо только в том случае, если нерезидент получил доходы от источников в Российской Федерации;

налоговые нерезиденты не вправе воспользоваться налоговыми вычетами. Это означает, что на налоговых нерезидентов не распространяются правила:

Налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) для налоговых резидентов и нерезидентов

для налоговых резидентов – 13%;

для налоговых нерезидентов – 30%.

Для налоговых нерезидентов, которые являются высококвалифицированными специалистами с 1 июля 2010 года доходы от осуществления трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13%.

По мнению ФНС РФ, ставка 13% применяется в том случае, если соответствующие выплаты предусмотрены трудовым или гражданско-правовым договором. Иные выплаты, производимые в пользу иностранных высококвалифицированных специалистов (материальная помощь, подарки и т.д.), должны облагаться НДФЛ по налоговой ставке в размере 30%.

Налоговые ставки по НДФЛ для граждан Республики Беларусь, работающих в России и граждан РФ, работающих в Белорусии

Подтверждение нахождения в Российской Федерации граждан Республики Беларусь осуществляется в общем порядке с учетом положений Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995, подписанного 24.01.2006 (далее – Протокол).

Согласно статье 1 Протокола вознаграждение, получаемое гражданином РФ или Республики Беларусь в отношении работы по найму, если (к примеру) между организацией и гражданином Республики Беларусь заключен трудовой договор, предусматривающий его нахождение на территории России не менее 183 дней, доходы такого работника организации, полученные от источников в Российской Федерации, подлежат налогообложению по ставке 13 процентов с даты начала работы по найму.

Этот вывод подтверждают и разъяснения Минфина РФ (к примеру, Письма Минфина РФ от 14.04.2011 № 03-04-05/6-259, от 21.02.2011 № 03-04-05/6-112).

Удержание налога по более высокой ставке и его перерасчет производятся, только если трудовая деятельность белорусского работника на территории России была прекращена (т.е. трудовой договор был расторгнут) до истечения 183 дней. В этом случае обязанность по уплате уточненной в результате перерасчета суммы налога исполняется физлицом самостоятельно – налоговый агент не обязан доудерживать сумму налога из его доходов. Пени и штрафы в этих случаях не начисляются.

Согласно положениям статьи 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (вступил в силу 01.01.2015) доходы в связи с работой по найму, полученные гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, с 1 января 2015 г. облагаются по налоговой ставке 13 процентов, начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации (разъяснения, данные в Письме Минфина России от 27.01.2015 N 03-04-07/2703 и Письме ФНС России от 10.02.2015 N БС-4-11/[email protected] "О налогообложении доходов от работы по найму, полученных гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, в связи с вступлением в силу 01.01.2015 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года").

Доходы по договору гражданско-правового характера приравнивается к работе по найму, поэтому налоговый агент удерживает НДФЛ с дохода, выплачиваемого такому гражданину страны – члена ЕАЭС, по ставке 13% с первого дня его работы в России (Письмо Минфина России от 17.07.2015 № 03-08-05/41341).

Исчисление и уплата НДФЛ, а также подача налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ, производятся в порядке, установленном статьей 227 1 НК.

Особенности налогообложения граждан Украины

Между Правительствами России и Украины заключено Соглашение от 08.02.1995 "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов" (далее – Соглашение).

По условиям пункта 1 статьи 15 Соглашения доходы граждан Украины от работы по найму в России облагаются НДФЛ в России. Но если гражданин Украины проработал в России в общей сложности менее 183 календарных дней течение календарного года, то его доходы подлежат налогообложению на Украине.

Для этого (по правилам пункта 2 статьи 232 НК РФ) работнику – гражданину Украины следует представить работодателю и в налоговый орган, где работодатель состоит на налоговом учете, подтверждение своего постоянного местопребывания на территории Украины, выданное налоговыми органами Украины.

официальное подтверждение того, что работник является налоговым резидентом Украины;

документ о полученном доходе и об уплате налога на Украине, подтвержденный налоговой инспекцией Украины.

Федеральным законом от 04.10.2014 № 285-ФЗ "О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (имеющим обратную силу и подлежащим применению с 01.01.2014) для лиц:

получившими временное убежище на территории России,

Исчисление и уплата НДФЛ, а также подача налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ, производятся в порядке, установленном статьей 227 1 НК.

Особенности налогообложения для граждан Республики Казахстан

Между Российской Федерацией и Республикой Казахстан действует Конвенция от 18.10.1996 "Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал", далее – Конвенция.

Статьей 15 Конвенции предусмотрено, что вознаграждение, получаемое резидентом Республики Казахстан в связи с работой по найму, осуществляемой в Российской Федерации, облагается налогом только в Республике Казахстан, если:

Получатель находится в России в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней за любые 12 месяцев;

Вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося резидентом России;

Вознаграждение не выплачивается постоянным учреждением или постоянной базой, которую наниматель имеет в России.

В переводе с русского на понятный это означает, что если гражданин Республики Казахстан живет и работает в России меньше 183 дней в календарном году или зарплату платит налоговый нерезидент РФ, то зарплата за выполнение трудовых обязанностей (т.е. – по трудовому договору) не облагается налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) в России, а подлежит налогообложению в Республике Казахстан.

Для освобождения от уплаты НДФЛ в России с доходов (по правилам пункта 2 статьи 232 НК РФ), необходимо представить официальное подтверждение того, что гражданин Республики Казахстан является ее налоговым резидентом.

Подобные соглашения (конвенции) об устранении двойного налогообложения также заключены с Киргизией, Таджикистаном и некоторыми другими государствами.

Согласно положениям статьи 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (вступил в силу 01.01.2015) доходы в связи с работой по найму, полученные гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, с 1 января 2015 г. облагаются по налоговой ставке 13 процентов, начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации (разъяснения, данные в Письме Минфина России от 27.01.2015 N 03-04-07/2703 и Письме ФНС России от 10.02.2015 N БС-4-11/[email protected] "О налогообложении доходов от работы по найму, полученных гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, в связи с вступлением в силу 01.01.2015 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года").

Исчисление и уплата НДФЛ, а также подача налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ, производятся в порядке, установленном статьей 227 1 НК.

Особенности налогообложения доходов граждан Армении

Из положений пункта 2 статьи 14 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Армения об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество от 28.12.1996 следует, что доходы, выплачиваемые резиденту Армении российским нанимателем, могут облагаться налогом в Российской Федерации.

С 01.01.2015 вступил в силу Договор о Евразийском Экономическом Союзе. Из положений статьи 73 этого Договора следует, что с 01.01.2015 доходы, выплачиваемые российскими работодателями, в том числе физическими лицами, гражданам Армении по трудовым договорам, облагаются в России по ставке 13 процентов независимо от налогового статуса получателей этих доходов, если работа выполняется ими на территории России.

Как разъяснила ФНС в Письме России от 30.04.2015 N ОА-3-17/[email protected] для применения работодателем-организацией ставки налога в размере 13 процентов в отношении доходов от работы по найму получение налогоплательщиком специального удостоверения (подтверждения) от российского налогового органа не требуется.

Исчисление и уплата НДФЛ, а также подача налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ, производятся в порядке, установленном статьей 227 1 НК.

Особенности налогообложения доходов граждан Киргизии

12 августа 2015 г. вступил в силу Договор о присоединении Киргизии к Евразийскому экономическому союзу, а это означает, что киргизские граждане:

  • продолжительность временного пребывания (проживания) трудящихся-мигрантов из Киргизии и членов их семей на территории нашей страны определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем. В случае расторжения этих договоров по истечении 90 суток с даты въезда в Россию киргизские граждане вправе без выезда в течение 15 дней заключить новый договор;

  • с 20 июля 2015 года прибывшие для работы в Россию трудящиеся-мигранты, а также члены их семей освобождены от обязанности вставать на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда. При въезде в Россию по документам, допускающим проставление отметок о пересечении госграницы, граждане Киргизии освобождаются от заполнения миграционной карты при условии, что срок их пребывания не превысит 30 суток с даты въезда;

  • киргизские трудящиеся-мигранты освобождены от прохождения процедуры признания документов об образовании, выданных в их стране.


  • ФНС России в своем Письме от 27.08.2015 N ЗН-4-11/15078"О налогообложении доходов физических лиц" разъяснил, что:

    • доходы граждан Киргизской Республики, полученные с 12 августа 2015 года в связи с работой по найму в Российской Федерации, облагаются налогом с применением налоговой ставки 13 процентов независимо от наличия статуса налогового резидента РФ, если иное не предусмотрено соответствующим соглашением об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы;
    • в отношении доходов от работы по найму граждан Киргизской Республики, являющихся налоговыми резидентами этого государства, полученных до 12 августа 2015 года, применяется общий порядок налогообложения, предусмотренный Налоговым кодексом РФ, а также соответствующие положения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы.

    Порядок возврата НДФЛ нерезиденту при смене статуса в течение года

    С 1 января 2011 года порядок возврата НДФЛ при смене статуса в течение календарного года принципиально изменился – теперь:

    излишне удержанный налоговым агентом НДФЛ возвращает налоговая инспекция, в которой такой налогоплательщик стоит на учете (т.е. в ФНС по месту жительства (пребывания));

    инспекция возвращает НДФЛ только по окончании года;

    инспекция возвращает НДФЛ только при подаче налогоплательщиком определенного комплекта документов,

    о чем прямо указано в пункте 1.1. статьи 231 Налогового кодекса РФ.

    Важно знать, что перерасчет и последующий возврат НДФЛ происходит только за тот год, в котором у налогоплательщика изменился статус и он стал налоговым резидентом. Например, он приехал в Россию в сентябре 2013 года и сразу (в сентябре) устроился на работу. Через 6 месяцев (с апреля 2014 года) такой работник стал налоговым резидентом. В такой ситуации этот налогоплательщик может расчитывать на возврат излишне уплаченного НДФЛ.

    Таким образом, с 1 января 2011 года введен специальный порядок возврата сумм НДФЛ в связи с перерасчетом налога с доходов физического лица после приобретения им статуса налогового резидента РФ.

    Такой пересчет осуществляется налоговым органом по месту постановки налогоплательщика на учет по окончании налогового периода при подаче следующих документов:

    справки о доходах (форма 2-НДФЛ), которую выдает работодатель;

    налоговой декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ, по сути она не нужна, но во многих инспекциях ее почему-то требуют);

  • копии титульного листа сберкнижки Сбербанка (где указан номер счета и ФИО владельца).


  • На основании этих документов налоговый орган обязан принять решение о возврате суммы излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (пункт 8 статьи 231 НК).

    В интернете можно встретить рекомендации по возврату излишне удержанного у налогового нерезидента (который стал впоследствии резидентом) НДФЛ самим налоговым агентом.

    Воспользоваться такими рекомендациями или нет – решать Вам. Но надо иметь в виду, что такакя ситуация называется Вашим налоговым риском, т.е. тот, кто рекомендует – ничем не рискует, а ответственность за реализацию таких ремоендаций будет нести налоговый агент.

    Необходимые документы, обосновывающие и подтверждающие статус налогового резидента или нерезидента

    Должны налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента или нет, в Налоговом кодексе РФ нет ни слова – это было бы забавно, если бы не выбор между ставками в 13% и 30% по доходам. А ведь это очень важный вопрос в том числе и для бухгалтера, так как организация как налоговый агент должна удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ с доходов, которые она выплачивает работникам, а так как ставки различны в 2,3 раза, то это очень существенный момент.

    С 1 января 2011 г. налоговые агенты обязаны самостоятельно разрабатывать регистры налогового учета данных о физических лицах и определять порядок отражения в них сведений. Такие регистры обязательно должны содержать данные, которые позволяют идентифицировать налогоплательщика, определить его статус, вид и сумму выплаченных ему доходов, предоставленных вычетов, даты выплаты дохода, удержания и перечисления налога, а также реквизиты платежного поручения (основание – пункт 1 статьи 230 Налогового кодекса РФ).



    Другими словами, чтобы обосновать правомерность применения того или иного порядка налогообложения доходов, нужно документально обосновать и подтвердить налоговый статус физического лица.

    Поскольку конкретный перечень документов, которые обосновывали бы (подтверждали бы) налоговый статус налогоплательщика, ни Налоговым кодексом РФ, ни какими-либо иными нормативными документами до 2017 года не был установлен, такое подтверждение возможно на основании любых документов, позволяющих установить количество календарных дней пребывания физического лица на территории РФ в течение предшествующих 12 последовательных месяцев. Данный вывод подтверждают разъяснения ФНС (к примеру, Письмо ФНС России от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083).

    билеты (авиа- и железнодорожные и др.).

    документы о регистрации иностранных граждан, временно проживающих в РФ (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации");

    трудовой договор или договор гражданско-правового характера, справка с места работы, авансовые отчёты с подтверждающими расходы документами, путевыми ли стами и др.;

    табель учета рабочего времени (или справка по данным табеля), миграционная карта или регистрация по месту пребывания (Письма ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/[email protected], от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083).

    С 1 июля 2017 года налоговые органы обязаны по заявлению налогоплательщика представлять документ в электронной форме или на бумажном носителе, подтверждающий статус налогового резидента РФ (подп. 16 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ).



    Статья 207 Налогового кодекса РФ – Налогоплательщики

    (по состоянию на 04 апреля 2017 года)

    Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

    Если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

    ( п. 2 в ред. Федерального закона РФ от 03.04.2017 № 58-ФЗ )

    Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

    В случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, такое физическое лицо независимо от срока фактического нахождения в Российской Федерации может не признаваться в этом налоговом периоде налоговым резидентом Российской Федерации, если в этом налоговом периоде такое физическое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства. Физическое лицо, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не признается налоговым резидентом Российской Федерации на основании его заявления, представленного в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с приложением документа, подтверждающего налоговое резидентство этого физического лица, выданного компетентным органом иностранного государства (сертификата налогового резидентства). Указанное в настоящем пункте заявление представляется в срок, предусмотренный настоящим Кодексом для представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период.



    ( п. 4 введен Федеральным законом РФ от 03.04.2017 № 58-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года. При этом заявление должно быть подано в ФНС не позднее 01.07.2017 )

    Вопрос: Об определении в целях НДФЛ статуса налогового резидента для гражданина РФ, работающего за границей.

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

    от 11 декабря 2015 г. N ОА-3-17/[email protected]

    Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке определения для физического лица – гражданина России, осуществляющего трудовую деятельность за границей, статуса налогового резидента Российской Федерации и сообщает следующее.

    На основании положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом положения этого пункта не содержат указания на начальные или конечные даты для отсчета 12-месячного периода, в пределах которого учитывается количество дней пребывания налогоплательщика в Российской Федерации.

    Из положений международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента России, если оно располагает в ней постоянным жилищем. При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в России.



    Таким образом, сам по себе факт нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение налогового периода (календарного года), по мнению ФНС России, не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента Российской Федерации.

    При этом распределение налоговых прав договаривающихся государств (Российской Федерации и страны, в которой осуществляется трудовая деятельность) в отношении доходов от работы производится на основании положений специальных статей упомянутых выше договоров, аналогичных содержащимся в статье 14 Типового соглашения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2010 N 84.

    Положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, а также о подтверждении статуса нерезидента России, Кодекс не содержит.

    Вопрос: Об определении статуса резидента РФ при получении доходов в виде прибыли КИК для целей НДФЛ.

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

    от 13 ноября 2015 г. N ОА-3-17/[email protected]

    Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке подтверждения факта утраты физическим лицом – гражданином России статуса налогового резидента Российской Федерации и сообщает следующее.

    Специальный порядок определения налогового статуса (резидентства) физического лица для целей применения законодательства Российской Федерации о контролируемых иностранных компаниях (КИК) не предусмотрен. В настоящее время это понятие раскрывается в пункте 2 статьи 207 главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) "Налог на доходы физических лиц". При этом положения этого пункта не содержат указания на начальные или конечные даты, относительно которых следует производить отчет 12-месячного периода, в пределах которого необходимо учитывать количество дней пребывания налогоплательщика в Российской Федерации.



    Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 18.04.2007 N 01-СШ/19, направленному в адрес ФНС России, установление этого факта для целей применения главы 23 Кодекса связано с обязанностью налогоплательщика по исчислению и уплате налога с полученных им доходов за соответствующий налоговый период (календарный год).

    В данном случае речь идет об уплате налога таким лицом самостоятельно на основании положений статей 228 и 229 Кодекса, в том числе с доходов, получаемых от источников за пределами России, к которым относится и прибыль КИК. В такой ситуации налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней за период с 1 января по 31 декабря соответствующего календарного года.

    Пунктом 1 статьи 7 Кодекса предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

    Из положений международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента России, если оно располагает в ней постоянным жилищем либо имеет в России центр жизненных интересов.

    При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности, либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в Российской Федерации. Центр жизненных интересов определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы .



    Таким образом, сам по себе факт нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, по мнению ФНС России, не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента Российской Федерации для целей применения законодательства о КИК.

    Положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, Кодекс не содержит.

    Вопрос: Об определении статуса налогового резидента гражданина Израиля, работающего в РФ по трудовому договору, для исчисления НДФЛ, если он находится в РФ менее 183 дней в году.

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    от 8 декабря 2014 г. N 03-04-06/62838

    Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ЗАО по вопросу признания гражданина Израиля налоговым резидентом Российской Федерации и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) разъясняет следующее.

    Из письма следует, что гражданин Государства Израиль осуществляет деятельность в Российской Федерации по трудовому договору с ЗАО. В связи с разъездным характером работы срок его нахождения в Российской Федерации не превышает 183 дней в календарном году.

    Пунктом 1 статьи 4 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (далее – Конвенция) предусмотрено, что для целей Конвенции выражение "лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся государстве" означает любое лицо, которое в соответствии с законодательством этого государства подлежит в нем налогообложению на основании его местожительства, постоянного места пребывания, места управления, места инкорпорации или места регистрации в качестве юридического лица или любого другого аналогичного критерия.



    Критерии для определения налогового статуса физического лица, предусмотренные в пункте 2 статьи 4 Конвенции, в том числе критерий места нахождения "постоянного жилища", используются для целей применения Конвенции в случаях, когда в соответствии с положениями пункта 1 данной статьи физическое лицо является лицом с постоянным местожительством в обоих Договаривающихся государствах.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

    Поскольку, как следует из письма, физическое лицо находится на территории Российской Федерации менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, то оно не признается налоговым резидентом Российской Федерации.

    В такой ситуации проблемы "двойного резидентства" не возникает и, соответственно, не применяются критерии пункта 2 статьи 4 Конвенции, установленные для случаев, когда каждая из Договаривающихся сторон признает физическое лицо своим резидентом.

    Согласно пункту 2 статьи 209 Кодекса объектом налогообложения для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход налогоплательщика, полученный от источников в Российской Федерации, к которому, в частности, относится вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей в Российской Федерации.



    Директор Департамента налоговой

    и таможенно-тарифной политики

    Письмо Минфина России от 21.04.2016 № 03-08-РЗ/23009 "О неприменениии писем ФНС России в связи с несоответствием законодательству Российской Федерации о налогах и сборах и положениям международных соглашений об избежании двойного налогообложения"

    В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которыми налоговые органы обязаны руководствоваться.

    Также Министерство финансов Российской Федерации является компетентным органом по применению межправительственных соглашений (договоров, конвенций) об избежании двойного налогообложения.

    В свою очередь, Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, согласно пункту 5.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения.



    В целях формирования единой правоприменительной практики и снижения числа налоговых споров, возникающих в связи с различной трактовкой отдельных положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Министерство финансов Российской Федерации сообщает, что письма ФНС России от 29.01.2016 № ОА-4-17/[email protected], от 16.01.2015 № ОА-3-17/[email protected] (и другие письма, в которых изложена аналогичная позиция), не подлежат применению в связи с несоответствием законодательству Российской Федерации о налогах и сборах и положениям международных соглашений об избежании двойного налогообложения, а также несогласованности с позицией Министерства финансов Российской Федерации.

    Статья написана и размещена 24 мая 2011 года. Дополнена – 27 августа, 28 октября, 12 и 20 декабря 2011 года, 2 февраля 2012 года, 16.04.2013, 14.11.2014, 11.02.2015, 06.06.2015, 26.08.2015, 01.09.2015, 26.10.2015, 13.02.2016, 22.02.2016, 11.05.2016, 14.03.2017, 04.04.2017, 22.10.2017.

    Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

    О admin

    x

    Check Also

    Постановление Правительства РФ от N 9 – О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации – (с изменениями и дополнениями)

    Постановление Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Постановление Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 28 марта, 1 декабря 2008 г., 10 ноября 2009 г., 4 августа 2011 г., 9 февраля 2012 г., 21 января 2013 г., 7 марта, 29 мая 2014 г., 22 февраля, 5 апреля, 12 сентября, 26 октября 2016 г. В соответствии с Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет: Информация об изменениях: Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2009 г. N 913 пункт 1 изложен в новой редакции 1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

    Сущность и содержание миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в России

    Миграциология Сущность и содержание миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в России Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации 1 Условимся в понятие «иностранный гражданин» включать понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

    Миграционный учет заменил регистрацию иностранных граждан по месту пребывания в РФ: новые правила

    Миграционный учет заменил регистрацию иностранных граждан по месту пребывания в РФ: новые правила На смену системе регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории РФ, с 1 января 2007 г. был введен миграционный учёт иностранных граждан и лиц без гражданства по месту их пребывания в РФ. Миграционный учет по общему правилу является уведомительным (т.е. УФМС ставит на учет по месту жительства или пребывания иностранного гражданина на территории РФ на основании соответствующего уведомления и не вправе разрешать или запрещать вселение иностранного гражданина в жилое помещение). Случаи, когда допускается разрешительный порядок миграционного учета, устанавливаются только федеральным законом.

    Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

    Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ от 15 января 2007 г. № 9 осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации I. Общие положения 1. Настоящие Правила в соответствии с Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) устанавливают порядок осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

    Постановка на миграционный учет граждан Украины в 2017 году в Москве с полным списком документов и сроками

    Постановка на миграционный учет граждан Украины в 2017 году в Москве Подробное описание всего процесса учета со всеми сложностями и особенностями Навигация по странице (переходы внутри данной страницы) I. Зачем нужен миграционный учет украинцам? II. Особенность миграционного учета граждан Украины Кто оформляет миграционный учет III.

    Постановка на миграционный учет иностранных граждан – документы, правила

    Постановка на миграционный учет иностранных граждан в РФ Пребывание иностранного лица в государстве должно контролироваться органами власти, эта процедура позволяет вести учет и обеспечить безопасность граждан.

    Временная регистрация и миграционный учет в чем разница

    Временная регистрация и миграционный учет в чем разница Регистрации иностранных граждан Однако, за сухими, официальными строчками миграционного законодательства при начале процедуры регистрации иностранных граждан открывается бюрократическая сложность этого процесса, имеющего множество нюансов и местных особенностей в разных территориальных управлениях ФМС.

    Миграционный учет: правила

    О правилах миграционного учета в РФ Несмотря на серьезные проблемы в стране, поток иностранцев, стремящихся попасть в Российскую Федерацию, пока не снижается. Одни желают осесть здесь надолго, других влечет возможность заработать, третьи просто гостят у друзей и родственников.

    Постановка на миграционный учет: правила

    Постановка на миграционный учет: правила Постановка на миграционной учет - процесс, который в России является обязательным. Причем речь идет обо всех гражданах. Никто не имеет права быть не учтенным при длительном нахождении на территории Российской Федерации.

    В России с 1 января вступили в силу поправки к закону о трудовой миграции – Все о переселении в РФ – Переселение – Россия в Кыргызстане

    Россия в Кыргызстане Информационный портал создан при поддержке Посольства Российской Федерации в Кыргызстане Разработано совместно с Ext-Joom.com Президент РФ Премьер-министр РФ МИД РФ Посольство РФ в КР Федеральная миграционная служба Россотрудничество Самое популярное Выезжающим в Россию советуют проверить себя в "черном списке" ФМС ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ УТВЕРДИЛО КВОТУ НА РВП ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ НА 2015 ГОД В.В. Путин подписал указ об упрощении правил возвращения на ПМЖ в Россию Служба в российской армии для мигранта – по контракту или по призыву? Получить гражданство РФ станет сложнее Объявления и конкурсы КОНКУРС «КОРРЕСПОНДЕНТ РУССКОГО МИРА» Открыта регистрация участников XV Международной олимпиады по русскому языку Приглашаем участников на VII Международный фестиваль-конкурс русской культуры "Истоки"! МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ «ХРУСТАЛЬНАЯ ЧЕРНИЛЬНИЦА» МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС ПАМЯТИ КОНСТАНТИНА ПАУСТОВСКОГО В России с 1 января вступили в силу поправки к закону о трудовой миграции С 1 января 2015 года иностранцы, приехавшие на заработки в Российскую Федерацию из безвизовых стран, смогут трудиться по патенту, как у физических, так и у юридических лиц.

    Новый миграционный закон 2015 Деятельность ФМС

    Новый миграционный закон 2015 Получить сложный документ у адвоката весьма дорого. Потому что отсутствие погрешностей имеет иногда решающее значение. Фактически заявление это описание личности подписавшегося.

    Нововведения российского миграционного законодательства в отношении высококвалифицированных специалистов (Облезова А

    Нововведения российского миграционного законодательства в отношении высококвалифицированных специалистов (Облезова А.) Дата размещения статьи: 01.06.2015 В современных условиях глобального конкурентного рынка миграция высококвалифицированных работников представляет собой важный источник накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние в принимающих странах.

    Изменения в миграционном законодательстве

    Изменения в миграционном законодательстве Уважаемые жители г. Коврова, с 02.02.2015 по 10.02.2015 (кроме выходных дней) в УФМС России по Владимирской области в г. Коврове начальником отдела будет проводиться прием иностранных граждан по вопросу оформления и сбору документов для получения квоты на предоставление РВП (разрешение временного проживания). В связи с изменениями в миграционном законодательстве в 2015 году для получения квоты для оформления РВП кроме прочих документов необходимо предоставлять сертификат о владении русским языком, знании истории и основ законодательства РФ. Для получения консультаций и сдачи документов на получение квоты для оформления РВП обращаться по адресу: г. Ковров, ул. Дегтярева, д. 18, кабинет № 2. График работы: с 10.00 час.

    О нововведениях в миграционном законодательстве РФ, которые скоро вступят в силу, рассказал в интервью глава ГУВМ МВД Константин Ромодановский

    Нововведения в миграционном законодательстве О нововведениях в миграционном законодательстве РФ, которые скоро вступят в силу, рассказал в интервью глава ГУВМ МВД Константин Ромодановский Ряд изменений в миграционное законодательство вступит в силу в России в ближайшее время.

    Миграционное законодательство с 2017 года

    Год 2017: Нововведения в миграционном законодательстве Миграция — естественный процесс для любого государства. Чтобы извлечь из него максимум пользы для страны и контролировать передвижение граждан и иностранцев, необходимы прогрессивные нормы.

    ПРИНЯТИЕ НОВЫХ ЗАКОНОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

    ПРИНЯТИЕ НОВЫХ ЗАКОНОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИНЯТИЕ НОВЫХ ЗАКОНОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Президентом РФ утверждены следующие федеральные законы, направленные на совершенствование миграционной политики России и усиление ответственности в сфере миграции.

    Рейтинг@Mail.ru