Главная 16 Важные советы 16 Парадоксы статистики миграции населения региона – тема научной статьи по экономике и экономическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Парадоксы статистики миграции населения региона – тема научной статьи по экономике и экономическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Парадоксы статистики миграции населения региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Нежданов Владимир Анатольевич,

Текст научной работы на тему «Парадоксы статистики миграции населения региона»

Социология региона / Sociology of a region УДК 325.1 http://regionsar.ru ISSN 2413-1407

ПАРАДОКСЫ СТАТИСТИКИ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА

Ключевые слова: регион; миграция населения; статистика миграции населения; регистрация мигрантов; статистический учет мигрантов; перепись населения; демографический учет; пересчет численности населения; баланс трудовых ресурсов

Введение: отечественная статистика миграции населения — это наиболее динамичная отрасль статистики как науки и социально-экономической практики. Территориальные органы Федеральной службы государственной статистики, в частности по Республике Мордовия, обеспечивают высокий уровень аналитической работы в данной отрасли. Однако до сих пор существуют сложности с учетом движения людей в официальной государственной системе регистрации. Учет мигрантов происходит не в момент переезда, а в момент регистрации прибывших на постоянное место жительства.

Материалы и методы: материалами для исследования послужили данные демографического учета мигрантов в Республике Мордовия за различные годы, материалы переписей населения за 2002 г. и 2010 г., а также данные ведомственной статистики миграции. Базовый метод исследования — метод анализа статистических данных в совокупности с расчетами автора.



Результаты исследования: проанализирована динамика численности и миграция населения Республики Мордовия по данным различного демографического учета, выявлены несоответствия демографического учета мигрантов, данные переписей населения за 2002 г. и 2010 г.

Обсуждение и заключения: обозначен основной способ преодоления парадокса миграции населения путем расширения видов учета официальной статистики. Предложены направления совершенствования миграционного учета населения и прогнозного баланса трудовых ресурсов.

Введение. Отечественная статистика миграции населения представляет собой наиболее динамичную отрасль статистики

НЕЖДАНОВ Владимир Анатольевич, ведущий научный сотрудник отдела мониторинга демографии и трудовых процессов Государственного казенного учреждения Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга», кандидат географических наук (430005, г. Саранск, ул. Б. Хмельницкого, 39а) (e-mail: [email protected]). ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1691-0423

© Нежданов В. А., 2017

как науки и социально-экономической практики. Территориальные органы Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в частности по Республике Мордовия (Мордовиястат), обеспечивают высокий уровень аналитической работы в этой области.

В республике ежегодно выходит статистический бюллетень «Миграция населения», включающий аналитическую экспресс-информацию, сведения об общих итогах миграции населения и ее отдельных потоках по республике в целом, а также по муниципальным районам. Показаны данные о распределении мигрантов по полу, возрастным группам, брачному состоянию и причинам, вызвавшим необходимость смены места жительства. Публикуется информация о национальном составе мигрантов, гражданстве и образовании, длительности проживания по последнему месту жительства, подробно описываются итоги внутриреспубликанской миграции, определяются коэффициенты миграционного прироста и др. Также выпускается аналитическая записка «Миграционные процессы в Республике Мордовия», в ней дается подробный анализ базовых потоков и видов миграции населения1.



Все еще есть сложности с учетом движения людей в официальной государственной системе регистрации. Фиксирование мигрантов происходило не в момент их переезда, а в момент регистрации на постоянное место жительства. Таким образом, органы миграционной службы отображали не число переехавших, а количество актов регистрации по постоянному месту жительства. Мигранты, не прошедшие регистрацию, оставались вне поля зрения статистики даже в том случае, когда они проживали в России в течение нескольких лет или жили за границей, но при этом сохраняли регистрацию по месту жительства в России2.

Обзор литературы. Необходимость формирования новых механизмов регулирования была связана с отменой жесткого режима прописки по месту жительства в середине 90-х гг. XX в. Вопросы статистики в плане миграции населения в переписях России и СССР описаны в трудах В. М. Мои-сеенко [1—2].

'См.: Каталог статистических изданий и информационных услуг 2015 г.: справ. Саранск, 2014. 130 с.

2 См.: Население России 2008: шестнадцатый ежегод. демогр. докл. / отв. ред. А.Г. Вишневский. М.: Издат. дом Гос. ун-та — Высш. шк. экономики, 2010. 352 с.

Анализ кризиса российской миграционной статистики подробно рассмотрен в работах О. С. Чудиновских [3—6] и отражен в ежегодных демографических докладах «Население России» (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»)3. В них выявлены причины и определены последствия кризиса статистики миграции населения России, проанализированы юридические основания государственного статистического наблюдения за миграционными потоками в России, обозначены пути совершенствования статистики миграции в рамках текущего демографического учета и переписей населения 2002 г. и 2010 г.



Изменение критериев учета мигрантов в 2011 г. привело к значительному увеличению в 2012—2013 гг. числа прибывающих и миграционного прироста. Впоследствии из-за введения автоматического подсчета выбывших по истечении срока пребывания увеличилось количество учтенных выбытий. Новые правила учета прибывших и выбывших обусловили появление значительных объемов так называемой «виртуальной» миграции, т. е. учета событий регистрации и снятия с регистрационного учета, а не реальных переездов граждан [7].

В настоящее время в России есть три основных источника статистических данных о миграции населения: переписи населения, текущий учет и ведомственная статистика. Для анализа миграции населения следует применять данные всех источников, учитывая их сопоставимость [8].

Материалы и методы. На примере статистики миграции населения Республики Мордовия мы проанализировали несоответствие демографического учета мигрантов, данные переписей населения за 2002 г. и 2010 г., а также учета ведомственной статистики. Базовый метод исследования — анализ статистических данных в совокупности с расчетами автора.

3 См., напр.: Население России 2013: двадцать первый ежегод. демогр. докл. / отв. ред. C.B. Захаров; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Издат. дом Высш. шк. экономики, 2015. 428 е.; Население России 2014: двадцать второй ежегод. демогр. докл. / отв. ред. C.B. Захаров; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Издат. дом Высш. шк. экономики, 2016. 360 с.

Результаты исследования. Результаты переписи населения 2002 г. показали, что большинство (12 из 15) регионов Приволжского федерального округа, по сравнению с данными демографического учета, «недобрали» численность населения. Наибольшее расхождение данных в Приволжском федеральном округе зафиксировано по Пермской области (-74,1 тыс. чел.). Это расхождение произошло, вероятно, из-за недоучета потерь населения во внутренней миграции, в том числе в Центральный федеральный округ. Только в трех регионах из 15 (Татарстан, Башкортостан и Саратовская область) численность населения по переписи превзошла учетные данные Росстата России. Однако это превышение было небольшим — не более 0,5 %.



В то же время перепись, формируемая Росстатом, показала, что миграционный прирост в большинстве приволжских регионов в 1990-е гг. компенсировал естественную убыль населения в меньшей степени, чем по данным демографического учета, формируемого территориальными органами Росстата в субъектах Федерации. Мордовия единовременно «потеряла» в результате перехода на новый демографический учет около 13 тыс. чел.4

Вторая половина XX в. характеризуется значительным замедлением процессов прибытия и выбытия мигрантов по Мордовии. Сальдо миграции по территории региона за этот период изменялось волнообразно (табл. 1).

Коэффициент миграционной убыли по Республике Мордовия в 1979—1988 гг. был максимальным в Волго-Вятском экономическом районе и составлял —75 чел. на 1 тыс. жителей и близким к максимальным показателям в СССР (Башкортостан — -70 чел. на 1 тыс. жителей, Дагестан — -105 чел. на 1 тыс. жителей) [9].

Парадоксы статистики миграции населения Республики Мордовия заметно проявляются после пересчета итогов переписи населения 2002 г. Сопоставление показателей миграционного прироста (сальдо миграции) по данным табл. 1 и 2 дает наглядную картину несравнимости как абсолютных величин, так и динамических тенденций в 1990—2002 гг.

4 См.: Миграционная ситуация в регионах России. Приволжский федеральный округ: материалы регионального семинара. Вып. 1 / Ин-т народ. -хоз. прогнозирования РАН. М., 2004 224 с.

Общие итоги миграции населения в Республике Мордовия с 1980 по 2002 г., чел.5



Год Число Миграционный прирост (убыль)

1980 36 624 38 897 -2 273

1981 38 056 42 106 -4 050

1982 32 292 35 471 -3 179

1983 39 379 40 602 -1 223

1984 37 345 39 098 -1 753

1985 41 233 41 606 -373

1986 43 803 42 862 941

1987 42 556 42 447 109

1988 41 640 39 258 2 382

1989 36 645 33 370 3 275

1990 32 694 30 887 1 807

1991 28 121 25 893 2 228

1992 21 748 18 660 3 088

1993 18 764 16 578 2 186

1994 18 772 16 368 2 404

1995 18 845 17 934 911

1996 16 671 16 277 394

1997 14 039 14 334 -295

1998 13 129 13 894 -765

1999 11 246 12 126 -880

2000 11 350 12 989 -1 639

2001 9 861 12 438 -2 577

2002 8 705 11 309 -2 604

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. в республику начали прибывать мигранты из бывших союзных республик в связи с возникновением межнациональной напряженности в стране. В 1992 г. в республике началась регистрация вынужденных мигрантов. Положительное сальдо миграции, по данным Демографического ежегодника Республики Мордовия за 2003 г., фиксировалось в течение 1986—1996 гг. (табл. 1). Согласно Демографическому ежегоднику Республики Мордовия за 2012 г., сальдо миграции было положительным всего три года: в начале 1990-х гг. XX в. — в 1992—1994 гг. (табл. 2).

Упрощение процедуры приема в гражданство России привело к тому, что в 2005 г., по сравнению с данными предыдущего 2004 г., в 1,5 раза (до 508,5 тыс. чел.) увеличилось число лиц, получивших гражданство России. С 2007 г. статистическому учету подлежат мигранты, впервые получившие разрешение на временное проживание. В соот-



5 См.: Демографический ежегодник Республики Мордовия: стат. сб. / Мордовиястат. Саранск, 2003. 58 с.

ветствии с Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ, вступившим в силу с 15 января 2007 г.6, эта категория граждан фиксируется в поле государственного учета начиная со срока в 1 год и до 5 лет с возможностью многократного продления этого срока.

Компоненты изменения общей численности населения с 1990 по 2011 г., чел.7

Год Числен- Изменения за год Числен- Общий

ность на- общий естест- миграцион- ность на- прирост

селения прирост венный ный селения на за год, %

на 1 ян- прирост прирост 31 декабря

1990 963 778 -1 438 1 877 -3 315 962 340 -0.15

1991 962 340 -1 897 465 -2 362 960 443 -0.20

1992 960 443 228 -1 357 1 585 960 671 0.02

1993 960 671 -2 424 -3 936 1 512 958 247 -0.25

1994 958 247 -3 899 -5 831 1 932 954 348 -0.41

1995 954 348 -5 287 -4 871 416 949 061 -0.55

1996 949 061 -6 367 -5 696 671 942 694 -0.67

1997 942 694 -7 681 -6 138 -1 543 935 013 -0.81

1998 935 013 -7 576 -5 647 -1 929 927 437 -0.81

1999 927 437 -8 994 -7 206 -1 788 918 443 -0.97

2000 918 443 -10 291 -7 690 -2 601 908 152 -1.12

2001 908 152 -11 016 -7 151 -3 865 897 136 -1.21

2002 897 136 -10 971 -7 787 -3 184 886 165 -1.22

2003 886 165 -10 060 -7 737 -2 323 876 105 -1.14

2004 876 105 -9 474 -7 079 -2 395 866 631 -1.08



2005 866 631 -9 798 -7 429 -2 369 856 833 -1.13

2006 856 833 -9 188 -6 614 -2 574 847 645 -1.07

2007 847 645 -7 254 -5 592 -1 662 840 391 -0.86

2008 840 391 -7 360 -4 952 -2 408 833 031 -0.88

2009 833 031 -6 505 -4 924 -1 581 826 526 -0.78

2010 840 613 -7 286 -5 132 -2 154 833 327 -0.87

2011 833 263 -7 809 -4 385 -3 424 825 454 -0.94

В результате реализации указанной процедуры в статистической отчетности наблюдалось резкое увеличение числа прибывших по потоку «международная миграция», что отражается в увеличении показателей миграционного прироста в 2007 г. (

1 662 чел. — по данным текущего учета

6 См.: Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ // Информ.-прав. обеспечение ГАРАНТ (дата обращения: 17.12.2016).

7 См.: Демографический ежегодник Республики Мордовия: стат. сб. / Мордовиястат. Саранск, 2012. 148 с.

в Демографическом ежегоднике Республики Мордовия за 2012 г.) (табл. 2), но не проявляется, по данным Пересчета численности населения Республики Мордовия по итогам Всероссийской переписи населения 2010 г., в 2013 г. после утверждения Росстатом (табл. З)8.

Компоненты изменения общей численности населения Республики Мордовия, чел.9

Год Численность населения на 1 января Изменения за год Численность населения на 31 декабря Общий прирост за год, %

общий прирост естественный прирост миграционный прирост



2000 918 443 -10 291 -7 690 -2 601 908 152 -1.12

2001 908 152 -11 016 -7 151 -3 865 897 136 "1,21

2002 897 136 -10 971 -7 787 -3 184 886 165 -1,22

2003 886 165 -7 866 -7 737 -129 878 299 -0,89

2004 878 299 -6 451 -7 079 628 871 848 -0,73

2005 871 848 -7 144 -7 429 285 864 704 -0,82

2006 864 704 -6 801 -6 614 -187 857 903 -0,79

2007 857 903 -6 245 -5 592 -653 851 658 -0,73

2008 851 658 -6 696 -4 952 -1 744 844 962 -0,79

2009 844 962 -5 778 -4 924 -854 839 184 -0,68

2010 839 184 -5 921 -5 132 -789 833 263 -0,71

2011 833 263 -7 809 -4 385 -3 424 825 454 -0,94

2012 825 454 -6 888 -3 745 -3 143 818 566 -0,83

2013 818 566 -6 410 -3 839 -2 571 812 156 -0,78

2014 812 156 -3 268 -3 488 220 808 888 -0,40

Динамика показателей миграции населения еще раз изменилась коренным образом после пересчета Росстатом численности населения Республики Мордовия по результатам Всероссийской переписи населения 2010 г. в 2013 г. Это связано с переходом на новый демографический учет и манипуляциями с общей численностью населения с помощью показателей миграции населения. При переходе к учету по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г. регион «потерял» 13 тыс. чел., а при переходе к учету по итогам 2010 г. около 12 тыс. чел. вновь «приобрел».

Сравнивая численность населения в 2009 г. по данным табл. 2 и 3, можно увидеть расхождение в цифрах и то,

8 См.: Пересчет численности населения Республики Мордовия по результатам Всероссийской переписи населения 2010 г. URL: http://mrd. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/mrd/ru/statistics/population/ (дата обращения: 17.12.2016).



9 Составлено по итогам вышеуказанного источника информации.

каким образом Росстат изменил данные общего прироста населения за счет манипулирования миграционной компонентой.

Отчасти эта ситуация объясняется совершенствованием принципов миграционного учета населения. Порядок учета в 2011 г. изменился для всех видов регистрируемой миграции населения, в том числе для территориально близких перемещений — так называемых соседских миграций. Изменение статистического учета миграций привело к усилению значимости центральных территорий России, в первую очередь г. Москвы и Московской области. Изменение методики учета привело к удвоению числа внутренних мигрантов. Такая ситуация отчасти оправданна: падение объемов миграции в 1990-гг. было связано с упразднением системы прописки, когда из числа миграций были исключены перемещения, сопровождаемые временной пропиской10.

С 2011 г. «в статистический учет долгосрочной миграции населения включены также лица, зарегистрированные по месту пребывания на срок 9 мес. и более, и лица, снятые с регистрационного учета по месту пребывания в связи с окончанием срока пребывания. Снятие с регистрационного учета осуществляется автоматически в процессе электронной обработки данных о миграции населения при перемещениях в пределах Российской Федерации, а также по истечении срока пребывания у мигрантов независимо от места прежнего жительства»11.

Для Республики Мордовия новая методика означает, что прибытия на определенный срок сразу по его окончании обернутся выбытиями, отсроченными на время регистрации по месту пребывания, что автоматически приведет к выбытию в регион, откуда совершалось прибытие. Миграционный прирост за счет временного прибытия определяет динамику численности населения, а в определенный момент это может сработать как обрушившаяся «финансовая пирамида»12.



10 См.: Население России 2012: двадцатый ежегод. демогр. докл. / отв. ред. А.Г. Вишневский; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Издат. дом Высш. шк. экономики, 2015. С. 309—316.

11 См.: Демографический ежегодник Республики Мордовия. 2016: стат. сб. / Мордовиястат. Саранск, 2016. С. 125.

12 См.: Население России 2013: двадцать первый ежегод. демогр. докл. С. 296—299.

За 2015 г. на территорию региона прибыли 25 471 чел., выбыли за его пределы 23 378 чел., миграционный прирост населения составил 2 093 чел. Из общего числа прибывших в республику 8 047 чел. (31,6 %) приехали на постоянное место жительства, 4 607 чел. (18,0 %) вернулись после временного пребывания в других регионах России, 1 217 чел. (50,3 %) прибыли временно на срок 9 мес. и более.

Тенденция увеличения миграционного прироста за счет временно прибывших усиливается. За январь — ноябрь 2016 г. на территорию региона прибыли 17 196 чел. и выбыли за его пределы 12 164 чел., миграционный прирост населения составил 5 032 чел. Из общего числа прибывших в республику 2 246 чел. (13,0 %) приехали на постоянное место жительства, 4 661 чел. (27,0 %) вернулись после временного пребывания в других регионах России, 10 289 чел. (59,8 %) прибыли временно на срок 9 мес. и более.

Демпфирующим механизмом выступает Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (табл. 4)13. Она дает возможность закреплять временных трудовых мигрантов на территории республики, что позволяет снизить эффект оттока мигрантов, прибывающих на срок 9 мес. и более. С 2012 по 2015 г. по этой программе в Мордовию прибыло 2 360 чел.



По предварительной оценке Мордовиястата, в 2016 г. зафиксирован переломный момент в динамике численности населения региона — прирост показателей за счет миграционной компоненты. В ГО Саранск зафиксирован прирост численности, в том числе за счет естественной компоненты (табл. 5)14.

13 См.: Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (утв. Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637) // Информ.-прав. обеспечение ГАРАНТ (дата обращения: 25.01.2017).

14 См.: Предварительная оценка численности постоянного населения на 1 января 2017 г. и в среднем за 2016 г. и компоненты ее изменения (человек). URL: http: //mrd.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/mrd/ru/ statistics/population/ (дата обращения: 25.01.2017).

Численность участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, включая членов семей участников этой программы, чел.

Округ/регион 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Приволжский федеральный округ 23 418 1 955 3 730 2 021 10 564 21 237

Республика Марий Эл — — — 12 10 239 345

Республика Мордовия — — — 145 146 1 167 902

Удмуртская Республика 149

Чувашская Республика 296 1 220

Пермский край 849 1 424

Нижегородская область — 216 445 406 35 1 452 4 477

Оренбургская область 568 1 092



Пензенская область 23 184 768 917 483 1 744 2 548

Самарская область 584 1 504

Саратовская область — 18 742 2 250 1 347 2 792 5 670

Ульяновская область 873 1 906

Предварительная оценка численности постоянного населения на 1 января 2017 г. и в среднем за 2016 г. и компоненты ее изменения, чел.

Территория Числен- Изменения Численность населения

населе- общий В том числе: на прирост, в сред-

ния на при- есте- миграци- 1 января сниже- нем за

1 января рост ствен- онный 2017 г. ние, % 2016 г.

2016 г. ный прирост прирост

Мордовия: 807 453 1 721 -3 392 5 113 809 174 100,21 808 314

— город 499 419 6 582 -375 6 957 506 001 101,32 502 710

— село 308 034 -4 861 -3 017 -1 844 303 173 98,42 305 604

ГО Саранск 337 219 7 622 135 7 487 344 841 102,26 341 030

Обсуждение и заключения. Преодоление парадоксов миграции населения может быть осуществлено путем расширения видов учета официальной статистики. Было бы логично включить в отчетность различные аспекты временной трудовой, сезонной и маятниковой миграции. Росстат уже имеет опыт работы по обследованию трудовой деятельности

без сплошного учета — выборочное обследование населения по проблемам занятости.

Существуют два основных типа выборочных обследований: 1) рабочей силы (занятости населения), уровня (условий) жизни или бюджетов домашних хозяйств, демографические и медицинские обследования и т. д.; 2) специализированные обследования причинно-следственных связей миграции, изучение профессиональных биографий мигранта, экономического поведения членов мигрантских домохозяйств, мнения мигрантов и их родственников по вопросам, связанным с миграционными планами на будущее.



Опыт обследований второго типа мало представлен в России, но распространен в Европейском союзе. Существуют проекты Европейской комиссии и Евростата, реализованные учеными Нидерландского междисциплинарного демографического института и Национального института демографических исследований Франции [6].

Вместе с тем имеются рекомендации по совершенствованию сбора данных о миграции населения, опыт Центрального статистического бюро Норвегии по передаче данных из регистра населения национальной статистической службе [10], а также опыт использования регистрационных записей государственной иммиграционной службы как источника статистической информации [11]. Обобщение мирового опыта по измерению трудовой миграции на основе выборочных обследований населения представлено в работах Межгосударственного статистического комитета СНГ15.

Актуальна разработка балансов трудовых ресурсов территорий, вплоть до муниципальных районов. В этом документе миграция представлена через показатели численности

15 См.: Руководство по использованию административных источников и выборочных обследований для измерения международной миграции в странах СНГ. Нью-Йорк — Женева, 2016. С. 81—100. URL: http://www. unece.org/fileadmin/DAM/stats/publications/2016/ECECESSTAT20162_ RUS_web.pdf (дата обращения: 11.02.2017); Статистика международной миграции: практ. рук-во для стран Восточной Европы и Центральной Азии. URL: https://publications.hse.ru/books/53504360 (дата обращения: 11.02.2017); Обобщение мирового опыта по измерению трудовой миграции на основе выборочных обследований населения. URL: http://www.cisstat.



com/CIS_Labourstat/Generalization%20of%20international%20experience%20 on%20the%20measurement%20of%201abour%20migration.pdf (дата обращения:

проживающих на территории сельской администрации, но работающих вне ее, а также численности работающих на территории сельской администрации, но живущих за ее пределами, что позволяет оценить объемы маятниковой миграции [12].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников

1. Моисеенко В.М. Миграция населения в переписях России и СССР // Демоскоп Weekly. 2017. № 719—720. URL: http://demoscope.ru/weekly/ 2017/0719/nauka05.php (дата обращения: 10.12.2016).

2. Моисеенко В.М. Очерки изучения миграции населения в России во второй половине XIX — начале XX столетия. М., 2008. 187 с. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0361/biblio02.php (дата обращения: 10.12.2016).

3. Чудиновских О.С. Причины и последствия кризиса российской миграционной статистики // Отечественные записки. 2004. № 4. URL: http: / /www.strana-oz.ru/2004/4/prichiny-i-posledstviya-krizisa-rossiyskoy-migracionnoy-statistiki (дата обращения: 13.12.2016).

4. Чудиновских О.С. Учет миграции в России: причины и последствия кризиса // Демоскоп Weekly. 2005. № 185—186. URL: http://demoscope. ru/weekly/2005/0185/analit03.php (дата обращения: 13.12.2016).

5. Чудиновских О.С. К вопросу о методике расчета численности долгосрочных международных мигрантов в странах СНГ // Демоскоп Weekly. 2008. № 335—336. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2008/0335/analit01. php (дата обращения: 13.12.2016).



6. Чудиновских О.С. Сбор данных о трудовой миграции в ходе выборочных обследований населения // Вопросы статистики. 2015. № 9. С. 12—22. URL: http://www.gks.ru/free_doc/2015/vopr_stat/abst09-rus.pdf (дата обращения: 13.12.2016).

7. Щербакова Е.М. Миграционный прирост населения России увеличился в январе — июне 2016 года в 1,3 раза // Демоскоп Weekly. 2016. № 697 — 698. URL: URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2016/0697/ baromOl.php (дата обращения: 14.12.2016).

8. Мкртчян H.B. Статистические источники информации о миграции населения в России // Методология и методы изучения миграционных процессов: междисцип. учеб. пособие / Центр миграционных исслед. при содействии Программы поддержки высшего образования Ин-та «Открытое Общество» и Бюро ЮНЕСКО в Москве. М.: АДАМАНТЪ, 2007. С. 184—210. URL: http://pandia.ru/text/78/297/26908.php (дата обращения: 15.12.2016).

9. Нежданов В.А. Миграция населения в Республике Мордовия // Миграционная ситуация в регионах России / под общ. ред. Ж.А. Зайончковской. Чебоксары, 10—11 апр. 2003 г. М., 2004. Вып. 2. С. 132—150. URL: http:// demoscope.ru/weekly/2005/0185/biblio05.php (дата обращения: 17.12.2016).

10. Вассенден К. Прямая передача данных из регистра населения национальной статистической службе. Опыт центрального статистического

бюро Норвегии // Вопросы статистики. 2007. № 7. С. 10—22. URL: http:// demoscope.ru/weekly/2008/0335/analit03.php (дата обращения: 01.02.2017).

11. Хоффманн Э. Наблюдение и описание международной миграции: проблемы качества данных при использовании регистрационных записей государственной иммиграционной службы как источника статистической информации // Вопросы статистики. 2007. № 2. С. 12—16. URL: http:// demoscope.ru/weekly/2008/0335/analit04.php (дата обращения: 01.02.2017).



12. Борисов Д.М., Шувалова В.В., Нежданов В.А. Механизмы регулирования трудовой миграции и сельскохозяйственного переселения в Республике Мордовия // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докл. по материалам IV Всерос. науч,-практ. интернет-конф., 31 окт. — 1 нояб. 2007 г. / под ред. В.А. Гуртова. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007. С. 63—78. URL: http://window.edu. ru/catalog/pdf2txt/871 /57871/27937?p_page=7 (дата обращения: 01.02.2017).

Для цитирования: Нежданов В.А. Парадоксы статистики миграции населения региона // РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY. 2017. Т. 25, № 2. С. 279—293.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

V. A. NEZHDANOV. PARADOXES OF MIGRATION STATISTICS OF THE POPULATION OF A REGION

Keywords: region; migration of the population; statistics of migration of the population; registration of migrants; statistical accounting of migrants; census; demographic accounting; recalculation of the population size; balance of labor resources

Introduction: domestic statistics of migration of population is the most dynamic field of Statistics as a science and a socio-economic practice. Territorial bodies of the Federal Service of State Statistics, particularly in the Republic of Mordovia, provide a high level of analytical work in this area. However, there are still difficulties when accounting the movement of people in the official registration system. Migrants are registered not at the time of moving but at the time of arrival for permanent residence.



Materials and Methods: the materials for the study included the data of demographic records of migrants in the Republic of Mordovia for various years, 2002 and 2010 censuses as well as the departmental migration statistics data. The basic research method is the method of statistical data analysis combined with the calculations made by the author.

Results: the dynamics of the size and migration of the population in the Republic of Mordovia according to various demographic accounting data was analyzed as well as the demographic discrepancies in the demographic accounting of migrants and the 2002 and 2010 censuses data.

Discussion and Conclusions: the main way to overcome the paradox of migration through enhancing the types of accounting of official statistics

was devised. The directions of improvement migration of the population accounting and the forecast balance of labor resources were proposed.

1. Moiseenko V.M. [Migration of population in the censuses of Russia and the USSR], Demoskop Weekly = Demoscope Weekly. 2017; 719—720. Available from: http://demoscope.ru/weekly/2017/0719/nauka05.php (accessed 10.12.2016). (In Russ.)

2. Moiseenko V.M. [Essays on the study of population migration in Russia in the second half of 19" century — early 20" century], Moscow; 2008. 187 p. Available from: http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0361/biblio02. php (accessed 10.12.2016). (In Russ.)

3. Chudinovskikh O.S. [The causes and conse-quences of the crisis in the Russian migration statistics], Otechestvennye zapiski = Otechestvennye Zapiski. 2004; 4, Available from: http://www.strana-oz.ru/2004/4/prichiny-i-posledstviya-krizisa-rossiyskoy-migracionnoy-statistiki (accessed 13.12.2016). (In Russ.)



4. Chudinovskikh O.S. [Migration accounting in Russia: the causes and consequences of the crisis], Demoskop Weekly = Demoscope Weekly. 2005; 185—186. Available from: http://demoscope.ru/weekly/2005/0185/analit03, php (accessed 13.12.2016). (In Russ.)

5. Chudinovskikh O.S. [On the methods of calculating the number of long-term international migrants in the CIS countries], Demoskop Weekly = Demoscope Weekly, 2008; 335—336, Available from: http://www,demoscope, ru/weekly/2008/0335/analit01.php (accessed 13,12,2016), (In Russ.)

6. Chudinovskikh O.S. [Collection of data on labor migration in sample surveys of the population], Voprosy statistiki = Voprosy statistiki, 2015; 9:12—22, Available from: http://www.gks.ru/free_doc/2015/vopr_stat/abst09-rus.pdf (accessed 13.12.2016). (In Russ.)

7. Shcherbakova E.M. [Migration growth of the population of Russia increased by 1.3 times in January — June 2016]. Demoskop Weekly = Demoscope Weekly. 2016; 697—698. Available from: Available from: http:// www.demoscope.ru/weekly/2016/0697/barom01.php (accessed 14.12.2016). (In Russ.)

8. Mkrtchyan N.V. [Statistical information sources on migration of population in Russia], In: [Methodology and methods of studying migration processes], Moscow: ADAMANT; 2007, Pp. 184—210, Available from: http:// pandia.ru/text/78/297/26908.php (accessed 15.12.2016). (In Russ.)

9. Nezhdanov V.A. [Migration of population in the Republic of Mordovia], In: [Migration situation in the regions of Russia], Moscow; 2004, Pp. 132—150, Available from: http://demoscope.ru/weekly/2005/0185/biblio05.php (accessed 17.12.2016). (In Russ.)



10. Vassenden C. [Direct data transmission from the register of population of NSI. Experience of Statistics Norway], Voprosy statistiki = Statistics questions.

2007; 7:10—22. Available from: http://demoscope.ru/weekly/2008/0335/ analit03.php (accessed 01.02.2017). (In Russ.)

11. Hoffmann E. [Observation and description of international migration: problems of data quality using registration files of the State immigration service as the source of statistical information], Voprosy statistiki = Statistics questions. 2007; 2:12—16. Available from: http://demoscope.ru/ weekly/2008/0335/analit04.php (accessed 01.02.2017). (In Russ.)

12. Borisov D.M., Shuvalova V.V., Nezhdanov V.A. [Mechanisms of regulation of labor migration and agricultural resettlement in the Republic of Mordovia], In: [Supply and demand in the labor market and in the market of educational services in Russian regions], Petrozavodsk: Publishing house of PetrSU; 2007. Pp. 63—78. Available from: http://window.edu.ru/catalog/ pdf2txt/871/57871 /27937?p_page=7 (accessed 01.02.2017). (In Russ.)

About the author:

Vladimir A. Nezhdanov, Candidate of Geographical Sciences, Leading Research Officer at the Department of Monitoring Demography and Labor Processes, State Public Institution of the Republic of Mordovia "Scientific Center for Social and Economic Monitoring" (39a Bogdan Khmelnitsky St., Saransk, 430005, Russia) (e-mail: [email protected]). ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1691-0423



For citation: Nezhdanov V.A. [Paradoxes of Migration Statistics of the Population of a Region], REGIONOLOGIYA = REGIONOLOGY. 2017; 2(25):279—293.

The author have read and approved the final manuscript.

Парадоксы статистики миграции населения региона – тема научной статьи по экономике и экономическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

О admin

x

Check Also

Постановление Правительства РФ от N 9 – О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации – (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Постановление Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 28 марта, 1 декабря 2008 г., 10 ноября 2009 г., 4 августа 2011 г., 9 февраля 2012 г., 21 января 2013 г., 7 марта, 29 мая 2014 г., 22 февраля, 5 апреля, 12 сентября, 26 октября 2016 г. В соответствии с Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет: Информация об изменениях: Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2009 г. N 913 пункт 1 изложен в новой редакции 1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Сущность и содержание миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в России

Миграциология Сущность и содержание миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в России Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации 1 Условимся в понятие «иностранный гражданин» включать понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Миграционный учет заменил регистрацию иностранных граждан по месту пребывания в РФ: новые правила

Миграционный учет заменил регистрацию иностранных граждан по месту пребывания в РФ: новые правила На смену системе регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории РФ, с 1 января 2007 г. был введен миграционный учёт иностранных граждан и лиц без гражданства по месту их пребывания в РФ. Миграционный учет по общему правилу является уведомительным (т.е. УФМС ставит на учет по месту жительства или пребывания иностранного гражданина на территории РФ на основании соответствующего уведомления и не вправе разрешать или запрещать вселение иностранного гражданина в жилое помещение). Случаи, когда допускается разрешительный порядок миграционного учета, устанавливаются только федеральным законом.

Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ от 15 января 2007 г. № 9 осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации I. Общие положения 1. Настоящие Правила в соответствии с Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) устанавливают порядок осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Постановка на миграционный учет граждан Украины в 2017 году в Москве с полным списком документов и сроками

Постановка на миграционный учет граждан Украины в 2017 году в Москве Подробное описание всего процесса учета со всеми сложностями и особенностями Навигация по странице (переходы внутри данной страницы) I. Зачем нужен миграционный учет украинцам? II. Особенность миграционного учета граждан Украины Кто оформляет миграционный учет III.

Постановка на миграционный учет иностранных граждан – документы, правила

Постановка на миграционный учет иностранных граждан в РФ Пребывание иностранного лица в государстве должно контролироваться органами власти, эта процедура позволяет вести учет и обеспечить безопасность граждан.

Временная регистрация и миграционный учет в чем разница

Временная регистрация и миграционный учет в чем разница Регистрации иностранных граждан Однако, за сухими, официальными строчками миграционного законодательства при начале процедуры регистрации иностранных граждан открывается бюрократическая сложность этого процесса, имеющего множество нюансов и местных особенностей в разных территориальных управлениях ФМС.

Миграционный учет: правила

О правилах миграционного учета в РФ Несмотря на серьезные проблемы в стране, поток иностранцев, стремящихся попасть в Российскую Федерацию, пока не снижается. Одни желают осесть здесь надолго, других влечет возможность заработать, третьи просто гостят у друзей и родственников.

Постановка на миграционный учет: правила

Постановка на миграционный учет: правила Постановка на миграционной учет - процесс, который в России является обязательным. Причем речь идет обо всех гражданах. Никто не имеет права быть не учтенным при длительном нахождении на территории Российской Федерации.

В России с 1 января вступили в силу поправки к закону о трудовой миграции – Все о переселении в РФ – Переселение – Россия в Кыргызстане

Россия в Кыргызстане Информационный портал создан при поддержке Посольства Российской Федерации в Кыргызстане Разработано совместно с Ext-Joom.com Президент РФ Премьер-министр РФ МИД РФ Посольство РФ в КР Федеральная миграционная служба Россотрудничество Самое популярное Выезжающим в Россию советуют проверить себя в "черном списке" ФМС ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ УТВЕРДИЛО КВОТУ НА РВП ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ НА 2015 ГОД В.В. Путин подписал указ об упрощении правил возвращения на ПМЖ в Россию Служба в российской армии для мигранта – по контракту или по призыву? Получить гражданство РФ станет сложнее Объявления и конкурсы КОНКУРС «КОРРЕСПОНДЕНТ РУССКОГО МИРА» Открыта регистрация участников XV Международной олимпиады по русскому языку Приглашаем участников на VII Международный фестиваль-конкурс русской культуры "Истоки"! МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ «ХРУСТАЛЬНАЯ ЧЕРНИЛЬНИЦА» МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС ПАМЯТИ КОНСТАНТИНА ПАУСТОВСКОГО В России с 1 января вступили в силу поправки к закону о трудовой миграции С 1 января 2015 года иностранцы, приехавшие на заработки в Российскую Федерацию из безвизовых стран, смогут трудиться по патенту, как у физических, так и у юридических лиц.

Новый миграционный закон 2015 Деятельность ФМС

Новый миграционный закон 2015 Получить сложный документ у адвоката весьма дорого. Потому что отсутствие погрешностей имеет иногда решающее значение. Фактически заявление это описание личности подписавшегося.

Нововведения российского миграционного законодательства в отношении высококвалифицированных специалистов (Облезова А

Нововведения российского миграционного законодательства в отношении высококвалифицированных специалистов (Облезова А.) Дата размещения статьи: 01.06.2015 В современных условиях глобального конкурентного рынка миграция высококвалифицированных работников представляет собой важный источник накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние в принимающих странах.

Изменения в миграционном законодательстве

Изменения в миграционном законодательстве Уважаемые жители г. Коврова, с 02.02.2015 по 10.02.2015 (кроме выходных дней) в УФМС России по Владимирской области в г. Коврове начальником отдела будет проводиться прием иностранных граждан по вопросу оформления и сбору документов для получения квоты на предоставление РВП (разрешение временного проживания). В связи с изменениями в миграционном законодательстве в 2015 году для получения квоты для оформления РВП кроме прочих документов необходимо предоставлять сертификат о владении русским языком, знании истории и основ законодательства РФ. Для получения консультаций и сдачи документов на получение квоты для оформления РВП обращаться по адресу: г. Ковров, ул. Дегтярева, д. 18, кабинет № 2. График работы: с 10.00 час.

О нововведениях в миграционном законодательстве РФ, которые скоро вступят в силу, рассказал в интервью глава ГУВМ МВД Константин Ромодановский

Нововведения в миграционном законодательстве О нововведениях в миграционном законодательстве РФ, которые скоро вступят в силу, рассказал в интервью глава ГУВМ МВД Константин Ромодановский Ряд изменений в миграционное законодательство вступит в силу в России в ближайшее время.

Миграционное законодательство с 2017 года

Год 2017: Нововведения в миграционном законодательстве Миграция — естественный процесс для любого государства. Чтобы извлечь из него максимум пользы для страны и контролировать передвижение граждан и иностранцев, необходимы прогрессивные нормы.

ПРИНЯТИЕ НОВЫХ ЗАКОНОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ПРИНЯТИЕ НОВЫХ ЗАКОНОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИНЯТИЕ НОВЫХ ЗАКОНОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Президентом РФ утверждены следующие федеральные законы, направленные на совершенствование миграционной политики России и усиление ответственности в сфере миграции.

Рейтинг@Mail.ru