Главная 16 Важные советы 16 Статистическая оценка миграции населения РФ, Общее изучение миграции населения – Статистика миграции населения

Статистическая оценка миграции населения РФ, Общее изучение миграции населения – Статистика миграции населения

Статистическая оценка миграции населения РФ

Общее изучение миграции населения

Изучение основных проблем миграции предпочтительней начинать с рассмотрения сложившейся демографической обстановки в России в целом, что позволит оценить настоящую ситуацию с учетом произошедших изменений в прошлом. Поэтому в исследование целесообразно включить оценку таких основных показателей, как естественный и миграционный приросты.

По оценке Федеральной службы государственной статистики РФ численность постоянного населения Российской Федерации на 1 июля 2012 г. составила 143,1 млн. человек и с начала года увеличилась на 85,6 тыс. человек, или на 0,06% (на соответствующую дату предыдущего года также наблюдалось увеличение численности населения на 5,1 тыс. человек, или на 0,004%).

Естественная убыль населения в I полугодии 2012 г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2011 г. на 81,8 тыс. человек. Миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 150,3% (рисунок 3).

Статистическая оценка миграции населения РФ, Общее изучение миграции населения - Статистика миграции населения

Рисунок 3 – Замещение естественной убыли населения миграционным приростом

Произведя оценку изменения компонент общего движения населения, можно определить вклад миграционных перемещений в изменение численности населения России. Для этого рассмотрим естественный и миграционный приросты, охарактеризуем их структуры и динамики.

Что касается естественного прироста населения, то ещё в 1990 г. и в 1991 г. он остаётся положительным, хотя и составляет 333,6 тыс. чел и 104,9 тыс. чел соответственно, т.е. ещё в 1991 году естественная прибыль населения превосходит естественную его убыль.



Но начиная с 1992 года количественные характеристики естественного прироста населения Российской Федерации меняют знак на отрицательный, что говорит о наличии процесса естественной убыли населения. То есть начиная с 1992 года и вплоть до 2008 года показатели смертности населения превышали показатели рождаемости. С 1992 по 2001 годы шло развитие процесса с периодическими колебаниями величин в рамках отрицательных значений. Но после экономического кризиса 1998 года, произошёл резкий спад, и 1999 – 2002 гг. показали наибольшие количественные значения естественной убыли населения

К сожалению, естественная убыль населения в рассматриваемый период настолько превосходит миграционный прирост, что негативно сказывается и на общем приросте.

Роль миграции в изменении численности и состава населения в современном мире быстро растет. В условиях естественной убыли населения (в России она наблюдается с 1992 года), а также естественного прироста, близкого к нулевому уровню (что характерно для большинства развитых стран), ее влияние на динамику населения особенно значительно.

Численность населения России увеличивается за счет миграционного обмена с другими странами (ранее – с союзными республиками) начиная с 1975 года. В предшествующие этому периоду 30 лет Россия, напротив, “теряла” население в миграционном обмене с союзными республиками. В первой половине 1990-х годов сальдо международной миграции быстро увеличивалось, достигнув наибольшей величины в середине десятилетия (845,7 тысячи человек, или 6,6‰ в 1994 году), однако впоследствии сложилась устойчивая тенденция быстрого сокращения миграционной активности, а в результате – и миграционного прироста (рис. 2).



Статистическая оценка миграции населения РФ, Общее изучение миграции населения - Статистика миграции населения

Рисунок 4 – Число прибывших в Россию и выбывших из нее (тысяч человек) и миграционный прирост (на 10 тысяч человек населения), 1980-2011 годы

На рисунке 4 за 2011 год приведены данные по новым (2011н) и прежним правилам учета (2011); миграционный прирост за 2010-2011 годы рассчитан с учетом итогов ВПН-2010.

Тенденция повышения миграционного прироста населения России, наблюдавшаяся в 2004-2007 годах, сменилась стабилизацией показателей в 2008-2009 годах и резким сокращением в 2010 – 2011 годах. С 2011 года правила в очередной раз изменились – в статистический учет долгосрочной миграции населения стали включать лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более (ранее – на 1 год и более), одновременно выделяя и данные о мигрантах, зарегистрированных (снявшихся с регистрационного учета) по месту жительства.

Число выбывающих за пределы России было наиболее значительным в конце 1980-х годов (792 тысячи человек в 1988 году), но затем оно неуклонно и довольно быстро снижалось с некоторыми отклонениями от тренда в 1995, 1999 и 2010 годах, в которые из России выехало несколько больше людей, чем в предшествующие им годы. За 2010 год страну покинули 33,6 тысячи человек, что на 1,1 тысячи человек, или на 3,4% больше, чем за предшествующий 2009 год. В 2011 году числа выбывших за пределы России по прежним правилам учета снизилось до 32,6 тысячи человек (что на 3% меньше, чем в 2010 году, но на 0,4% больше, чем в 2009 году), а по новым – увеличилось до 36,4 тысячи человек (на 8,5% больше, чем в 2010 году).



Число зарегистрированных прибытий в Россию из-за рубежа, достигнув наибольшего значения в 1994 году – 1191 тысячи человек, – впоследствии также быстро сокращалось, снизившись в 10 раз – до 119 тысяч человек – в 2004 году. С 2005 года число иммигрантов вновь стало возрастать, причем в значительной мере за счет роста числа зарегистрированных по месту жительства из числа ранее прибывших в Российскую Федерацию. Однако эта тенденция сохранялась лишь в течение четырех лет. По уточненной оценке за 2008 год, в страну прибыло 297,2 тысячи человек, а по данным помесячной регистрации – 281,6 тысячи человек, что было несколько меньше, чем за предшествующий 2007 год, но больше, чем за каждый из предшествующих шести лет (2001-2006 годы) Демографическая ситуация в Российской Федерации в 2008 г. http: //www.gks.ru/free_doc/2009/demo/demo-docl08. htm; . В 2009 году в Россию прибыло еще меньше иммигрантов: по данным помесячной регистрации – 279,9 тысячи человек, а по уточненным оценкам годовой разработки – 291,8 тысячи человек. Таким образом, признаки возобновления снижения числа прибывших в Россию на постоянное место жительства появились уже в 2008 году. В 2010 году эта тенденция стала явной.

По данным оперативного учета, число прибывших в Россию на постоянное место жительства за 2010 год составило 191,6 тысячи человек, снизившись по сравнению с 2009 годом на 88,3 тысячи человек, или на 31,5% 3 . В 2011 году число иммигрантов, зарегистрированных по месту жительства, продолжало сокращаться, составив 139,3 тысячи человек, что на 52,3 тысячи человек, или на 27,3% меньше, чем в 2010 году. Согласно измененным правилам учета, число прибывших в Россию, напротив, увеличилось, составив 356,5 тысячи человек, что в 1,9 раза больше, чем в 2010 году.



В результате миграционный прирост (чистая или нетто-миграция) населения России составил в 2010 году 158,1 тысячи человек, или 11,1 в расчете на 10 тысяч человек. В 2011 году, по новым правилам учета, он возрос до 320,1 тысячи человек, или 22,4 в расчете на 10 тысяч человек, а по прежним правилам учета – снизился до 106,7 тысячи человек, или 7,5 на 10 тысяч человек (на 51,4 тысячи человек, или на 32,5% меньше, чем за 2010 год).

Изменение критерия долговременной миграции – снижение минимального срока пребывания с 1 года до 9 месяцев – привело к значительному увеличению, прежде всего, числа прибывающих и чистой миграции, величина которой в 2011 году (2,2‰) превысила значение коэффициента миграционного прироста на протяжении всего первого десятилетия XXI века.

Изменение правил учета долгосрочной миграции (влияющей на численность постоянного населения), по всей видимости, было, в определенной мере, связано со стремлением полнее учесть реальные потоки миграции. Такие попытки предпринимались и раньше – при текущей оценке численности населения в 2004-2010 года (табл.1), – однако оказались недостаточными. Всероссийская перепись населения 2010 года зафиксировала более миллиона мигрантов, не попавших в текущий статистический учет, – численность постоянного населения России, по итогам ВПН-2010, оказалась на 1008 тысяч человек, или 0,7% больше, чем оценивалось по данным текущего учета (в 2002 году отклонение составило 1851 тысячу человек, или 1,3%) Статистический бюллетень № 4 (175).М., Федеральная служба государственной статистики, 2011.С. 73. .



По предварительным данным ВПН-2010, население России увеличилось по сравнению с данными предшествующей переписи 2002 года (обе переписи проведены в октябре) за счет миграции на 2472,8 тысячи человек (2939,2 тысячи человек прибыло из-за пределов России, 466,4 тысячи человек выбыло за пределы России). По данным текущего учета за 2003-2010 годы совокупный миграционный прироста составил 1405,2 тысячи человек.

Таблица 4. Оценки миграционного прироста населения России, 2003-2011 годы, тысяч человек

Оперативный учет международной миграции

Годовая разработка данных о миграции

по данным регистрации по месту жительстваСтатистический сборник «Демографический ежегодник России. 2010» (таблица «Общие итоги миграции», с. 403) и статистический бюллетень «Численность и миграция населения Российской Федерации” в разделе «Миграция населения»

оценочные данные об итогах миграцииСтатистический бюллетень «Численность и миграция населения Российской Федерации” в разделе «Численность населения», которые учитывают помимо данных о регистрации по месту жительства, данные о регистрации по месту пребывания на срок 1 год и более, а в 2003-2004 годах также данные национальных статистических служб некоторых государств – республик бывшего СССР

Иммигранты, прибывающие в Российскую Федерацию на постоянное место жительства из-за рубежа, являются в подавляющем большинстве выходцами из стран – бывших республик СССР. Доля прибывающих из стран СНГ, Балтии и Грузии в общем числе прибывающих в Россию составляла в 1997-2009 годах от 93% до 96% (рис.2). В 2010 году их доля несколько сократилась – доля прибывших из стран СНГ составила 89,7% (93,6% в 2009 году), а доля иммигрантов из стран Балтии и Грузии, вышедшей в августе 2009 года из состава Содружества Независимых Государств, – 3,7% (3,2%). В 2010 году число зарегистрированных по месту жительства из числа прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников СНГ, Балтии и Грузии снизилось особенно значительно – на 89,6 тысячи человек, или на 34,2%, тогда как общее число иммигрантов уменьшилось на 88,3 тысячи человек (на 31,5%). Число иммигрантов из других зарубежных стран увеличилось на 3,3 тысячи человек (на 35,2%).



В 2011 году, по данным о регистрации по месту жительства, продолжалось снижение как общего числа прибывших в Россию (на 52,3 тысячи человек, или на 27,3%), так и иммигрантов из стран СНГ (на 46,7 тысячи человек, или на 27,2%). Доля иммигрантов из стран СНГ в общем числе прибывших в Россию незначительно увеличилась (89,8%), а из стран Балтии и Грузии – снизилась (3,0%). Среди прибывших в Россию, зарегистрированных по новым правилам учета, доля иммигрантов из стран СНГ составила 87,1%, из стран Балтии и Грузии – 3,1%.

Среди выбывающих из России доля направляющихся в другие страны СНГ, Балтии и Грузию составляет от 46% до 67%.

Статистическая оценка миграции населения РФ, Общее изучение миграции населения - Статистика миграции населения

Рисунок 5 – Число прибывших и выбывших из России (международная миграция) в 1997-2011 годах, тысяч человек Щербакова Е. Демографические итоги 2011 года. – Режим доступа: http: //www.demoscope.ru/weekly/2012/0501/barom02. php

В 2011 году больше всего иммигрантов, зарегистрированных по месту жительств, Россия получила из Киргизии, откуда в нее въехали 26,7 тысячи человек. Это больше, чем в 2010 году (20,9 тысячи человек) и предшествующие годы. Прирост числа иммигрантов, зарегистрированных по месту жительства, отмечался также среди въехавших из Грузии (6,9 против 5,2 тысячи человек). Число въехавших в Россию из других стран СНГ и зарегистрированных по месту жительства заметно сократилось (из Азербайджана, Армении и Украины – почти на 45%, из Узбекистана – на 41%). Число иммигрантов из Казахстана, зарегистрированных по месту жительства в России, несмотря на снижение, оставалось относительно большим (24,4 тысячи человек), а число иммигрантов из других стран СНГ составляло от 1,7 тысячи человек из Туркмении до 15,3 тысячи человек с Украины.



По новым правилам учета, число иммигрантов оказалось заметно выше – от 4,5 тысячи человек из Туркмении до 64,5 тысячи человек из Узбекистана.

О admin

x

Check Also

109-ФЗ О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 19.07.2017) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" О МИГРАЦИОННОМ УЧЕТЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 июня 2006 года 7 июля 2006 года Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Правила постановки иностранных студентов на миграционный учёт

Правила постановки иностранных студентов на миграционный учёт Все иностранные студенты, включая студентов из стран СНГ, въезжающие в нашу страну, обязаны исполнять правила миграционного законодательства Российской Федерации! 1. При пересечении государственной границы РФ Вы должны получить бланк миграционной карты.

Постановление Правительства РФ от N 9 – О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации – (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Постановление Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 28 марта, 1 декабря 2008 г., 10 ноября 2009 г., 4 августа 2011 г., 9 февраля 2012 г., 21 января 2013 г., 7 марта, 29 мая 2014 г., 22 февраля, 5 апреля, 12 сентября, 26 октября 2016 г. В соответствии с Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет: Информация об изменениях: Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2009 г. N 913 пункт 1 изложен в новой редакции 1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Сущность и содержание миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в России

Миграциология Сущность и содержание миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в России Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации 1 Условимся в понятие «иностранный гражданин» включать понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Миграционный учет заменил регистрацию иностранных граждан по месту пребывания в РФ: новые правила

Миграционный учет заменил регистрацию иностранных граждан по месту пребывания в РФ: новые правила На смену системе регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории РФ, с 1 января 2007 г. был введен миграционный учёт иностранных граждан и лиц без гражданства по месту их пребывания в РФ. Миграционный учет по общему правилу является уведомительным (т.е. УФМС ставит на учет по месту жительства или пребывания иностранного гражданина на территории РФ на основании соответствующего уведомления и не вправе разрешать или запрещать вселение иностранного гражданина в жилое помещение). Случаи, когда допускается разрешительный порядок миграционного учета, устанавливаются только федеральным законом.

Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ от 15 января 2007 г. № 9 осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации I. Общие положения 1. Настоящие Правила в соответствии с Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) устанавливают порядок осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Постановка на миграционный учет граждан Украины в 2017 году в Москве с полным списком документов и сроками

Постановка на миграционный учет граждан Украины в 2017 году в Москве Подробное описание всего процесса учета со всеми сложностями и особенностями Навигация по странице (переходы внутри данной страницы) I. Зачем нужен миграционный учет украинцам? II. Особенность миграционного учета граждан Украины Кто оформляет миграционный учет III.

Постановка на миграционный учет иностранных граждан – документы, правила

Постановка на миграционный учет иностранных граждан в РФ Пребывание иностранного лица в государстве должно контролироваться органами власти, эта процедура позволяет вести учет и обеспечить безопасность граждан.

Временная регистрация и миграционный учет в чем разница

Временная регистрация и миграционный учет в чем разница Регистрации иностранных граждан Однако, за сухими, официальными строчками миграционного законодательства при начале процедуры регистрации иностранных граждан открывается бюрократическая сложность этого процесса, имеющего множество нюансов и местных особенностей в разных территориальных управлениях ФМС.

Миграционный учет: правила

О правилах миграционного учета в РФ Несмотря на серьезные проблемы в стране, поток иностранцев, стремящихся попасть в Российскую Федерацию, пока не снижается. Одни желают осесть здесь надолго, других влечет возможность заработать, третьи просто гостят у друзей и родственников.

Постановка на миграционный учет: правила

Постановка на миграционный учет: правила Постановка на миграционной учет - процесс, который в России является обязательным. Причем речь идет обо всех гражданах. Никто не имеет права быть не учтенным при длительном нахождении на территории Российской Федерации.

В России с 1 января вступили в силу поправки к закону о трудовой миграции – Все о переселении в РФ – Переселение – Россия в Кыргызстане

Россия в Кыргызстане Информационный портал создан при поддержке Посольства Российской Федерации в Кыргызстане Разработано совместно с Ext-Joom.com Президент РФ Премьер-министр РФ МИД РФ Посольство РФ в КР Федеральная миграционная служба Россотрудничество Самое популярное Выезжающим в Россию советуют проверить себя в "черном списке" ФМС ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ УТВЕРДИЛО КВОТУ НА РВП ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ НА 2015 ГОД В.В. Путин подписал указ об упрощении правил возвращения на ПМЖ в Россию Служба в российской армии для мигранта – по контракту или по призыву? Получить гражданство РФ станет сложнее Объявления и конкурсы КОНКУРС «КОРРЕСПОНДЕНТ РУССКОГО МИРА» Открыта регистрация участников XV Международной олимпиады по русскому языку Приглашаем участников на VII Международный фестиваль-конкурс русской культуры "Истоки"! МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ «ХРУСТАЛЬНАЯ ЧЕРНИЛЬНИЦА» МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС ПАМЯТИ КОНСТАНТИНА ПАУСТОВСКОГО В России с 1 января вступили в силу поправки к закону о трудовой миграции С 1 января 2015 года иностранцы, приехавшие на заработки в Российскую Федерацию из безвизовых стран, смогут трудиться по патенту, как у физических, так и у юридических лиц.

Новый миграционный закон 2015 Деятельность ФМС

Новый миграционный закон 2015 Получить сложный документ у адвоката весьма дорого. Потому что отсутствие погрешностей имеет иногда решающее значение. Фактически заявление это описание личности подписавшегося.

Нововведения российского миграционного законодательства в отношении высококвалифицированных специалистов (Облезова А

Нововведения российского миграционного законодательства в отношении высококвалифицированных специалистов (Облезова А.) Дата размещения статьи: 01.06.2015 В современных условиях глобального конкурентного рынка миграция высококвалифицированных работников представляет собой важный источник накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние в принимающих странах.

Изменения в миграционном законодательстве

Изменения в миграционном законодательстве Уважаемые жители г. Коврова, с 02.02.2015 по 10.02.2015 (кроме выходных дней) в УФМС России по Владимирской области в г. Коврове начальником отдела будет проводиться прием иностранных граждан по вопросу оформления и сбору документов для получения квоты на предоставление РВП (разрешение временного проживания). В связи с изменениями в миграционном законодательстве в 2015 году для получения квоты для оформления РВП кроме прочих документов необходимо предоставлять сертификат о владении русским языком, знании истории и основ законодательства РФ. Для получения консультаций и сдачи документов на получение квоты для оформления РВП обращаться по адресу: г. Ковров, ул. Дегтярева, д. 18, кабинет № 2. График работы: с 10.00 час.

О нововведениях в миграционном законодательстве РФ, которые скоро вступят в силу, рассказал в интервью глава ГУВМ МВД Константин Ромодановский

Нововведения в миграционном законодательстве О нововведениях в миграционном законодательстве РФ, которые скоро вступят в силу, рассказал в интервью глава ГУВМ МВД Константин Ромодановский Ряд изменений в миграционное законодательство вступит в силу в России в ближайшее время.

Рейтинг@Mail.ru